ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УСТАНОВКА (УСТРОЙСТВО) ШУМОЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов уплотнения (трамбовку) грунтов (песка).
ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.
Конструкция шумозащитных экранов представляет собой специально разработанные акустические панели, дающие возможность гасить или отражать звуковые волны, т.е. шум. Шумозащитные конструкции устанавливают вдоль автомагистралей, железных дорог, промышленных объектов (трансформаторных подстанций, силовых энергетических установок и т.п.) и позволяют защитить от шума расположенные неподалеку жилые дома, детские площадки, парки и другие территории.
Рис.1. Экран из сплошных панелей (шумоотражающих или шумопоглощающих)
Рис.2. Экран из сплошных панелей (шумоотражающих или шумопоглощающих) со вставкой из стекла
Рис.3. Экран из сплошных панелей (шумоотражающих или шумопоглощающих) с козырьком
В соответствии со СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003, предельно допустимая норма шума 55 дБА - днем и 45 дБА - ночью; в жилых помещениях - 40 дБА - в дневное время и 30 дБА - ночью. Если уровень шума прилегающей дороги составляет 70-80 дБА, остекление может уменьшить уровень шума в квартире при открытой форточке - не более чем на 10 дБ, при закрытой форточке - в среднем на 16-18 дБ (в зависимости от типа остекления). При этом внутридворовая территория останется совершенно незащищенной.
Поэтому наиболее эффективным методом снижения шума являются шумозащитные акустические экраны. Если высота и протяженность шумозащитного экрана подобраны правильно, уровень шума удается снизить на 20 дБ, чего во многих случаях достаточно для соблюдения норм по шуму как на прилегающей территории, так и внутри домов. Хотя иногда все же нужно сочетать установку шумозащитных экранов со специальным остеклением, так как при повышенной акустической нагрузке (более 70-75 дБА) снизить уровень шума можно только приняв нескольких мер одновременно.
На акустическую эффективность влияет также и материал, из которого выполнена конструкция. При этом на сегодняшний день шумозащитные экраны, оборудованные перфорированными металлическими панелями, наиболее эффективны. Помимо всего прочего акустические экраны способны защитить от распространения вредных химических веществ, тяжелых металлов и взвешенных частиц.
Согласно измерениям шумозащитный экран высотой 4 метра, установленный вдоль автомобильной дороги, уменьшил:
- уровень звука - 12-15 дБА;
- концентрацию взвешенных частиц - в 10-12 раз;
- концентрацию вредных хим. веществ (оксид и диоксид азота) - в 3-10 раз;
- тяжелые металлы за экраном не обнаружены.
При установке шумозащитных экранов вдоль железных дорог, помимо уменьшения уровня шума на 11-13 дБА, в 10-15 раз ослабевает электромагнитное поле.
Шумозащитные экраны бывают 4-х разновидностей:
- Сплошные.
- Комбинированные со стеклопакетами.
- Фигурные (сплошные/комбинированные), с наклонными элементами экрана (рис.4-5).
- Прямые.
Рис.4-5. Фигурные (сплошные/комбинированные) шумозащитные экраны, с наклонными элементами экрана
Установка шумозащитных экранов
Рис.6. Конструкция шумозащитных экранов
Экраны могут монтироваться как на металлоконструкцию, так и на специально изготовленный свайный фундамент (рис.6). После чего устанавливаются стойки, между которыми крепится профиль так, чтоб не оставался просвет между фундаментом (землей) и панелью звукоизолирующего экрана. Затем монтируются сами шумозащитные экраны, согласно предоставленным, во время их покупки, инструкциям.
Процесс монтажа можно описать несколькими простыми этапами:
1. Изначально выполняется подготовка основания. Здесь могут применяться несколько технологий, которые зависят в основном от выбранного типа экрана.
2. Следующим шагом выполняется монтаж каркаса. Он может выполняться как из бетонных стоек, так и металлических рам определенной толщины. При этом также используются специальные виды крепежа, такие как бетон, болты или химический анкер. Все это также зависит от типа панелей и вида основной конструкции.
3. Завершающим этапом является крепление панелей. Они фиксируются на крепежи, которые могут комбинироваться, если применяется несколько разновидностей экранов. Очень часто бетон совмещаются с поликарбонатными листами, позволяющими не только отражать шум, но и обеспечить оптимальный обзор на дороге.
Монтаж шумозащитных панелей выполняется согласно утвержденным технологиям и с помощью специальной техники. Это позволяет получить качественное покрытие, значительно снижающее шум на автомагистралях.