Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Мытищи на 2016-2020 годы" и о признании утратившими силу постановлений администрации Мытищинского муниципального района от 14.10.2014 N 2926, от 13.07.2015 N 1546 (с изменениями на: 21.12.2017)

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Мытищи" на 2016-2020 годы (далее - муниципальная программа), основные проблемы в сфере муниципальной программы


Надежное и эффективное функционирование энергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики округа и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни населения.

На сегодняшний день отрасли энергетики и жилищно-коммунального хозяйства уже приобрели необходимую целостность и обеспечили удовлетворение потребностей экономики муниципального образования в электрической и тепловой энергии, при этом энергоемкость экономики продолжает расти, так вследствие общеэкономического спада объемы инвестиций сокращаются, одновременно снижая эффективность работы отдельных секторов энергетической сферы. Такое положение отразилось на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли даже при улучшившейся платежной дисциплине не имеют достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг и не могут производить инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее надлежащей поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

- низкий резерв мощностей котельных для покрытия перспективных нагрузок, а также для снижения аварийности, повышения надежности и управляемости системы теплоснабжения;

- высокий уровень морального и физического износа объектов, сооружений и основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса округа;

- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей.

Несмотря на проводимую реформу, фактически объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате износа расход энергетических ресурсов в наших коммунальных предприятиях на 25-30% выше, чем в европейских странах. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде достигают 14,5%, по электроэнергии и теплу - до 12%. Подобная нерешенность существующих проблем может привести к замедлению экономического роста муниципального образования.

Принимая во внимание низкую инвестиционную привлекательность отрасли, а также в связи с высокой затратностью мероприятий, связанных с модернизацией объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и наружного освещения, решение задач, связанных с ликвидацией сверхнормативного износа основных фондов, обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, в том числе и с учетом параметров энергоэффективности, необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода, охватывающим все вышеуказанные проблемные сферы.

Как показывает практика, наиболее значимым фактором экономии потребления тепловой энергии в здании является установка общедомовых приборов учета и индивидуальных тепловых пунктов, это позволяет создавать комфортные условия проживания жителям МКД и экономить до 30% тепловой энергии. Масштабная работа в данном направлении была проведена в рамках ранее действующих долгосрочных программ, реализуемых на территории муниципалитета, и в настоящее время большинство многоквартирных жилых домов и учреждений бюджетной сферы Мытищ оснащены индивидуальными тепловыми пунктами, что дает возможность в режиме реального времени контролировать все этапы подачи тепловой энергии в многоквартирные дома, детские сады, школы, больницы.

Немаловажное значение имеет и состояние жилищного фонда и административных зданий муниципалитета. Основная доля жилищного фонда, зданий административного и бытового назначения городского округа была построена в советское время без учета энергосберегающих технологий, сегодня это приводит к повышению энергопотребления, из чего следует, что жители совместно с управляющими компаниями и другие собственники помещений прямо заинтересованы в реализации мероприятий по энергосбережению в части работ, касающихся проведения ремонта в жилищном фонде: утепления фасадов домов, замены окон, уплотнения дверей и т.д.

Решение всех поставленных проблем должно осуществляться на основе следующих принципов: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Следовательно, для стабильного функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышения эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечения надежного и бесперебойного энергосбережения потребителей необходим перевод энергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.