КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2017 года N 665
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.12.2015 N 434 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
В соответствии с законами Кемеровской области от 20.12.2016 N 91-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 27.01.2017 N 14-ОЗ, от 06.02.2017 N 20-ОЗ, от 20.04.2017 N 29-ОЗ, от 23.06.2017 N 43-ОЗ, от 26.09.2017 N 72-ОЗ, от 24.11.2017 N 98-ОЗ, от 22.12.2017 N 108-ОЗ), от 11.12.2017 N 102-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015 N 434 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2016 N 546) (далее - Государственная программа), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономическому развитию) Д.А.Шамгунова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 Государственной программы, приложения N 4 к Государственной программе в части объемов финансовых ресурсов на 2018 - 2020 годы вступают в силу с 01.01.2018.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 27 декабря 2017 года N 665
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
ПАСПОРТ государственной программы Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа) |
Дата согласования проекта Программы с Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2382-р |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по экономическому развитию) Д.А.Шамгунов |
Уполномоченный орган исполнительной власти Кемеровской области, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган) | Департамент труда и занятости населения Кемеровской области |
Цели Программы | 1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа). |
Задачи Программы | 1. Формирование системы мониторинга хода переселения и обеспечение государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав соотечественников. |
Исполнители мероприятий Программы | Департамент труда и занятости населения Кемеровской области; |
Этапы и сроки реализации Программы | Общий срок реализации Программы - 2016 - 2020 годы без выделения этапов |
Объемы и источники финансирования Программы | Объемы финансирования Программы в 2016 - 2020 годах составят 28357 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы: |
из них: | |
иные не запрещенные законодательством источники, в том числе: | |
Основные показатели (целевые показатели (индикаторы) эффективности Программы | 1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область и поставленных на учет Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить: |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Разработка и реализация Программы определяются актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Кемеровской области с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.
Предметом регулирования Программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Кемеровскую область, рост численности постоянного населения региона.
Программа будет реализована на всей территории Кемеровской области.
Несмотря на общее улучшение демографической ситуации в Кемеровской области, сохраняется устойчивая нисходящая динамика численности населения.
Естественная убыль в 2014 году (3,7 тыс. человек) увеличилась в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом, однако по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 5,6 тыс. человек, а по сравнению с 2005 годом уменьшилась на 18,5 тыс. человек.
Наибольшие значения коэффициента рождаемости были отмечены в 2012 году, после чего уровень рождаемости пошел на спад. Число родившихся в 2014 и 2013 годах уменьшилось соответственно на 1,2 тыс. человек (на 4 процента) и 1,8 тыс. человек (на 5 процентов) по сравнению с 2012 годом.
Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности.
Показатели смертности населения являются важнейшей характеристикой состояния его здоровья и уровня жизни.
Благоприятные социально-экономические условия региона способствуют увеличению продолжительности жизни населения, которая увеличилась в 2014 году до 67,8 года (2012 год - 66,76 года, 2011 год - 66,18 года).
Уровень смертности с 2006 года стал ежегодно снижаться и к 2014 году стал уже характеризоваться как "средний".
За последние три года общая смертность сократилась с 15,2 умершего на 1000 человек населения в 2012 году до 14,6 в 2014 году. Число умерших в 2014 и 2013 годах уменьшилось на 1,8 тыс. человек (на 4,5 процента) и на 1,9 тыс. человек (на 4,5 процента) соответственно по сравнению с 2012 годом.
Если до недавнего времени естественная убыль населения частично компенсировалась за счет миграционного прироста, то начиная с 2011 года в Кемеровской области впервые зарегистрирован миграционный отток населения - 2,8 тыс. человек. За 2014 год отрицательное сальдо миграции составило 5,3 тыс. человек (за 2013 год - 5,9 тыс. человек, за 2012 год - 4,5 тыс. человек).
Численность населения Кемеровской области на 01.01.2015 составила 2725 тыс. человек. За 2014 год население области сократилось на 9,1 тыс. человек, за 2013 год - на 8,4 тыс. человек, за 2012 год - на 8,4 тыс. человек.
Наряду с абсолютным уменьшением численности населения, а следовательно, его трудового потенциала, сохраняется процесс старения общества.
На протяжении последних нескольких лет в Кемеровской области наблюдается снижение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, его доля в общей численности населения области снизилась с 60,1 процента в 2012 году до 58,1 процента в 2014 году.
Согласно произведенному расчету баланса трудовых ресурсов тенденция к снижению численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и его доли в численности постоянного населения сохранится и в последующие несколько лет.
Такое изменение возрастной структуры населения усиливает дефицит рабочей силы на рынке труда.
Данной динамике способствовал рост числа граждан, которые не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии с определением Международной организации труда классифицировались как безработные. В Кемеровской области прирост их численности в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 0,2 процента, в России уменьшился на 0,3 процента.
Смягчить неблагоприятное воздействие кризисных явлений 2014 года и стимулировать дальнейшее развитие экономики и социальной сферы позволит реализация мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы, своевременная реализация которых при взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, работодателей приведет к стабилизации рынка труда.
За 2012 - 2014 годы ситуация сложилась следующим образом.
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения на конец 2014 года, составила 28,2 тыс. человек (на 11,3 процента больше показателя 2013 года и на 9,3 процента больше показателя 2012 года).
Уровень регистрируемой безработицы на конец 2014 года составил 2,0 процента к численности экономически активного населения (увеличился на 0,3 процентного пункта к показателю на начало года). Напряженность на рынке труда (нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию) с 1,1 человека в 2013 году увеличилась до 1,4 человека в 2014 году.
Количество заявленных в службу занятости населения вакансий на конец 2014 года составило 22,0 тыс., на конец 2013 года - 25,6 тыс., на конец 2012 года - 29,4 тыс.
В структуре вакансий (по видам экономической деятельности) за последние годы зафиксировано устойчивое преобладание заявок, поступавших от работодателей в сфере строительства (в 2014 году - 28,5 процента потребности, в 2013 году - 14,9 процента, в 2012 году - 18,7 процента), обрабатывающих производств (в 2014 году - 15,5 процента потребности, в 2013 году - 13,4 процента, в 2012 году - 12,8 процента), здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 2014 году - 12 процентов потребности, в 2013 году - 10,5 процента, в 2012 году - 8,8 процента).
Востребованы специалисты с инженерным техническим образованием (проектировщики, конструкторы, технологи, сметчики, механики), строительных специальностей (отделочники, каменщики, штукатуры, маляры, облицовщики, плиточники), слесари различной специализации, водители большегрузных автомобилей, медицинские работники и учителя различной специализации и квалификации.
При содействии службы занятости населения нашли работу (доходное занятие) в 2014 году 50,2 тыс. человек (в 2013 году - 47,1 тыс. человек, в 2012 году - 49,7 тыс. человек), из них 59 процентов - безработные (в 2013 году - 61 процент, в 2012 году - 66 процентов). Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 53 процента (в 2013 году - 54,4 процента, в 2012 году - 57,2 процента), безработных граждан - 49,8 процента (в 2013 году - 53 процента, в 2012 году - 58,3 процента).
Наряду с трудоустройством на постоянные рабочие места служба занятости населения принимает участие в организации временных рабочих мест. На временные рабочие места ежегодно в течение 3 последних лет трудоустроены порядка 20 тыс. человек.
Среди безработных все более востребованной становится государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, так как получение конкурентоспособной на рынке труда профессии является наиболее результативным выходом из безработицы.
Реализация мер по профессиональной ориентации способствует эффективному перераспределению свободных трудовых ресурсов. Услуги по профессиональной ориентации за 2014 год предоставлены 43,3 тыс. граждан (в 2013 году - 43,5 тыс., в 2012 году - 39,6 тыс.), состоявших на учете в службе занятости населения.
Несмотря на то, что ситуация на региональном рынке труда постоянно меняется, трудоустройству граждан по-прежнему препятствует несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных и ищущих работу граждан спросу на рабочую силу. Спрос на работников отдельных профессий превышает предложение в несколько десятков раз.
В целях удовлетворения потребности работодателей в нужных работниках Кемеровская область вынуждена привлекать иностранных специалистов.
Так, в 2014 году по разрешениям УФМС по Кемеровской области в рамках утвержденной потребности трудовую деятельность в Кемеровской области осуществляли 5833 иностранных работника, в 2013 году - 7553, в 2012 году - 5954.
Труд иностранных работников применяется в основном в строительстве (73 процента). Наибольшее число иностранных работников прибывает из стран постсоветского пространства (2014 год - 72 процента).
Экономика Кемеровской области постоянно нуждается в работниках различной квалификации. Однако демографическая ситуация в области, характеризуемая сокращением численности населения, а также ситуация, складывающаяся на региональном рынке труда, подтверждают заключение специалистов о том, что дефицит квалифицированных кадров в Кемеровской области будет наблюдаться, по крайней мере, еще в ближайшие несколько лет и работодатели по-прежнему будут испытывать трудности в поиске подходящих кандидатов для замещения вакантных рабочих мест.
Одним из вариантов пополнения трудовых ресурсов Кемеровской области и улучшения демографической ситуации может стать привлечение соотечественников, проживающих за рубежом.
Реализация Государственной программы на территории Кемеровской области показала достаточно высокий уровень привлекательности региона. За период реализации с 2009 года по 2014 год в область переселилось более 6 тыс. соотечественников, из которых более 70 процентов - граждане трудоспособного возраста.
Кемеровская область способна создать переселенцам необходимые условия для адаптации на новом месте жительства. Периодом адаптации считается период, определяемый с даты постановки на учет соотечественника в качестве участника Государственной программы или члена его семьи в ГУ МВД России по Кемеровской области до получения гражданства Российской Федерации, но не превышающий 6 месяцев.
В приложении N 5 к Программе дана оценка готовности Кемеровской области к приему участников Государственной программы.
Более подробно Кемеровская область как территория вселения соотечественников описана в приложении N 6 к Программе.
2. Цели, задачи, сроки и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Целями Программы являются:
обеспечение реализации Государственной программы;
улучшение демографической и миграционной ситуации в Кемеровской области, обеспечение экономики Кемеровской области трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование системы мониторинга хода переселения и обеспечение государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав соотечественников;
создание правовых, социально-экономических, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Кемеровскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи;
оказание содействия в приеме соотечественников, их трудоустройстве, жилищном обустройстве, получении медицинской помощи, социальной и культурной адаптации;
привлечение талантливой молодежи из числа участников Государственной программы и членов их семей для получения образования в образовательных организациях, расположенных на территории Кемеровской области.
Программа реализуется в 2016 - 2020 годах. Этапы реализации не выделяются.