Нормативы размещения и планирования рабочих мест при охране лесов от пожаров
N п/п | Показатели | Нормативы (оптимальные значения) | |||
1 | 2 | 3 | |||
1. | Общие нормативы | ||||
1.1. | Лесопожарное районирование лесного фонда | ||||
районы наземной охраны | обнаружение и тушение пожаров проводятся наземными силами и средствами | ||||
районы наземной охраны с авиапатрулированием | обнаружение пожаров с помощью авиации, тушение - наземными силами и средствами | ||||
1.2. | Оценка участков лесного фонда по степени пожарной опасности | ||||
высокая | по условиям местопроизрастания - I - II классы, по условиям погоды - IV - V классы | ||||
средняя | III класс (в обоих случаях) | ||||
низкая | по условиям местопроизрастания - IV - V классы, по условиям погоды - I - II классы | ||||
1.3. | Период фактической горимости лесов (период пожароопасной погоды) | дни со II - V классами пожарной опасности по условиям погоды | |||
1.4. | Определение фактической продолжительности пожароопасного сезона по конкретному лесничеству | сход и образование снежного покрова. Максимальная и средняя продолжительность периода фактической горимости лесов за 10 и более лет. Степень пожарной опасности погоды по местным шкалам - крайние и средние даты наступления и окончания II класса пожарной опасности погоды | |||
1.5. | Относительная горимость лесов | частное от деления среднегодовой площади пожаров на площадь лесного фонда | |||
1.6. | Размеры лесных пожаров: | ||||
крупные | площадь более 25 га | ||||
учитываемые | загорание на территории лесного фонда любой площади | ||||
1.7. | Интенсивность пожара: | ||||
низкая | высота пламени 0,5 м и менее | ||||
средняя | высота пламени 0,6 - 1,0 м | ||||
высокая | высота пламени более 1,0 м | ||||
2. | Нормативы противопожарной планировки лесов в районах наземной охраны | ||||
2.1. | Планировка крупных пожароопасных массивов хвойных пород | разделение на крупные замкнутые блоки площадью от 2 до 12 тыс. га (в зависимости от степени их пожарной опасности и интенсивности лесного хозяйства) противопожарными естественными или искусственными барьерами и разрывами, служащими преградой для распространения верховых и низовых пожаров, а также опорными линиями при локализации действующих пожаров. На них устраивают дороги, имеющие выход в общую дорожную сеть | |||
2.2. | Выбор естественных противопожарных барьеров на территории лесных массивов | большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород (не менее 7 единиц по составу), не покрытые лесом и горючим материалом участки | |||
2.3. | Выбор искусственных противопожарных барьеров и разрывов | трассы железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, трубопроводов и т.п., по обеим сторонам которых по возможности создают полосы лиственного древостоя шириной 50 - 60 м. Общая ширина барьера - 120 - 150 м. По внешним, обращенным к лесу, сторонам лиственных полос создают минерализованные полосы шириной 1,4 м, а в случаях, если лиственные полосы прилегают к участкам, отнесенным к I и II классам пожарной опасности, - две минерализованные полосы на расстоянии 5 - 10 м одна от другой. Территория хвойных насаждений, где невозможно создание лиственных полос (по лесоводственным причинам), систематически очищается на полосах шириной 120 - 150 м с каждой стороны разрыва от горючих материалов (древесного хлама, хвойного подроста, пожароопасного подлеска, нижних сучьев хвойных деревьев до высоты 1,5 - 2,0 м и т.п.). Такие полосы из хвойного леса отграничивают от прилегающего леса и разделяют в продольном направлении через каждые 20 - 30 м минерализованными полосами шириной 1,4 м. Общая ширина таких основных заслонов (вместе с шириной разрыва или дороги) - 260 - 320 м | |||
2.4. | Устройство дополнительных противопожарных барьеров и разрывов | в случае если недостаточно барьеров, указанных в пунктах 2.2 и 2.3, для создания замкнутого кольца вокруг блока устраивают искусственные разрывы с дорогами на них и лиственными полосами по обеим сторонам | |||
2.5. | Планировка более ценных лесных массивов хвойных пород с повышенной опасностью загорания, размещенных в зонах ведения лесного хозяйства средней интенсивности | крупные блоки и массивы площадью 2 - 12 тыс. га (см. пункт 2.1) в свою очередь разделяют на средние по величине замкнутые блоки площадью от 400 до 1600 га с помощью барьеров (разрывов, заслонов от огня) в порядке, изложенном в пунктах 2.2 - 2.4. При этом лиственные полосы по обеим сторонам дорог широкого пользования (железных, шоссейных) создают (силами их владельцев) шириной 30 - 50 м, а вдоль других разрывов, в том числе и квартальных просек, - шириной 10 - 15 м с каждой стороны. В особо ценных массивах (при отсутствии возможности создания лиственных полос) в прилегающих к разрыву хвойных древостоях на полосах шириной 100 м с каждой стороны производят очистку от горючих материалов и прокладывают продольные минерализованные полосы через каждые 20 - 30 м, как это указано в пункте 2.3. Ширина таких внутренних (дополнительных) заслонов из лиственных пород должна составлять 60 - 100 м, из хвойных пород - 200 м, вдоль просек - 20 - 30 м (без учета ширины разрывов и просек) | |||
2.6. | Планировка крупных участков хвойных культур и молодняков в лесах зеленых зон и в других категориях защитности | их разделяют на блоки площадью 25 га минерализованными полосами или дорогами противопожарного назначения, по обеим сторонам которых создают полосы шириной 10 м из лиственного молодняка и кустарника. Общая ширина заслона с простейшей дорогой по его центру - 30 м. Если лиственные полосы создать невозможно, то в прилегающих к разрыву хвойных древостоях на полосах шириной 100 м с каждой его стороны необходимо убирать горючий материал, а также проложить продольные минерализованные полосы через каждые 20 - 30 м (см. пункт 2.3) | |||
2.7. | Планировка хвойных лесов вблизи поселков | вокруг лесного массива создают пожароустойчивые лиственные опушки шириной не менее 150 м. По обеим границам таких опушек прокладывают минерализованные полосы шириной не менее 2,5 м. Если лиственные опушки создать невозможно, то на полосах хвойного леса, прилегающего к поселку, шириной 250 - 300 м полностью убирают горючий материал и по ним прокладывают через каждые 50 м продольные минерализованные полосы (см. пункт 2.3) | |||
2.8. | Прокладка защитных минерализованных полос бульдозерами, тракторами, почвообрабатывающими и другими орудиями шириной в зависимости от вида напочвенного покрова и его мощности: | ||||
лишайники и зеленые мхи | от 1,0 до 1,5 м | могут служить только в качестве придержки из расчета, что ширина полосы должна быть вдвое больше возможной высоты пламени низового пожара | |||
ягодники и вереск | от 1,5 до 2,5 м | ||||
мощный травяной покров и захламленные участки | от 2,5 до 4,0 м | ||||
минимальная ширина внутри блоков и хвойных массивов (пункты 2.1, 2.5 - 2.7) | 1,4 м (создается за один проход плуга ПКЛ-70). Вокруг площадей, занятых постройками, лесными культурами, ценными хвойными молодняками естественного происхождения, вдоль лесовозных дорог, проходящих в хвойных насаждениях, в лиственных древостоях в порядке продолжения минерализованных полос, созданных на противопожарных барьерах в хвойных насаждениях, а также в других местах, где это необходимо | ||||
на лесосеках в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на пожароопасный сезон заготовленной лесопродукцией и порубочными остатками | силами лесозаготовителей лесосеки окаймляются минерализованными полосами. Кроме того, лесосеки площадью свыше 25 га должны быть разделены поперечными минерализованными полосами на участки не более 25 га. Места складирования древесины на них также окаймляются отдельными замкнутыми минерализованными полосами, а на хвойных вырубках - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 м друг от друга | ||||
вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог (силами организаций, в ведении которых они находятся) | полосы отвода вдоль них (лесовозные - по 10 м с каждой стороны) содержат весь пожароопасный сезон очищенными от валежа, древесного хлама и других легковоспламеняющихся материалов. Минерализованные полосы прокладывают по внешней стороне полос отвода, в хвойных насаждениях на сухой почве - две минерализованные полосы на расстоянии 5 м одна от другой. В этих же условиях минерализованными полосами окаймляют расположенные вблизи дорог штабеля шпал и снегозащитных щитов, деревянные мосты, стационарные платформы, жилые дома и будки путевых обходчиков, места, где разрешено разведение костров, места отдыха и курения в лесу, места хранения горюче-смазочных материалов при проведении работ в лесу, площадки пожароопасных лесных промыслов (углежжения, смолокурения, дегтекурения и др.), площадки промежуточных и основных складов живицы, сельскохозяйственные угодья | ||||
2.9. | Устройство противопожарных разрывов на пожароопасный сезон | ||||
вокруг складов древесины в лесу | склады размещают на открытых местах на расстоянии: от стен лиственного леса при площади места складирования до 8 га - 20 м, 8 га и больше - 30 м, от стен хвойного и смешанного леса при площади места складирования до 8 га - 40 м, 8 га и более - 60 м | ||||
вокруг торфодобывающих предприятий | отделить эксплуатационную площадь торфяного месторождения с находящимися на ней сооружениями, постройками, складами и другими объектами от окружающих лесных массивов противопожарным разрывом шириной от 75 до 100 метров (в зависимости от местных условий) с водоподводящим каналом соответствующего проектного размера, расположенным по внутреннему краю разрыва; произвести вырубку хвойного леса, а также лиственных деревьев высотой более 8 метров и убрать порубочные остатки и валежник со всей площади противопожарного разрыва; полностью убрать древесную и кустарниковую растительность на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6 - 8 метров. На противопожарных разрывах, отделяющих эксплуатационные площади торфяных месторождений от лесных массивов, запрещается укладывать порубочные остатки и другие горючие материалы, включая добытый торф. После завершения работ по добыче торфа рекультивация земель должна производиться с учетом обеспечения пожарной безопасности на выработанных площадях | ||||
(в ред. Приказа Минприроды Чувашской Республики от 31.08.2021 N 693) | |||||
2.10. | Устройство пожарных водоемов (размещение водоисточников, удаленных от возможного места возникновения лесных пожаров) | ||||
Класс пожарной опасности насаждений | Расстояние, км | Площадь насаждений, обеспечиваемая водой из одного водоема, га | |||
I | 2 - 4 | 500 | |||
II | 2 - 8 | 2000 - 5000 | |||
III - V | 8 - 12 | 5000 - 10 000 | |||
подготовка естественных водоисточников для целей пожаротушения | устройство к ним подъездов, оборудование специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами, а в необходимых случаях углубление водоемов или создание запруд | ||||
строительство искусственных пожарных водоемов | по типовым проектам института "Росгипролес" в лесных массивах с высокой пожарной опасностью при отсутствии в них естественных водоисточников, вблизи улучшенных автомобильных дорог, от которых к водоемам должны быть проложены подъезды | ||||
эффективный запас воды в противопожарном водоеме | не менее 100 м3 в самый жаркий период лета | ||||
2.11. | Устройство лесных дорог | ||||
общая плотность (густота) сети дорог | не менее 6 км/тыс. га общей площади (в кварталах с преобладанием насаждений с низкой пожарной опасностью и небольшой скоростью распространения пожаров допускается густота сети дорог менее 6 км/тыс. га, а в кварталах с преобладанием насаждений высокой пожарной опасности она должна быть выше этого показателя) | ||||
лесохозяйственные дороги | устраивают в основном в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства на участках, где дороги не только необходимы для борьбы с лесными пожарами, но и будут широко использоваться для нужд лесного хозяйства. Лесохозяйственные дороги приравниваются к дорогам общего пользования 5 категории и делятся на 3 типа. 1 тип - однополосные, общая ширина полос - 8 м, ширина обочин - по 1,75 м; 2 тип - однополосные, общая ширина полос - 4,5 м, ширина обочин - по 0,5 м; 3 тип - ширина земляного полотна которых равна 4,5 м, ширина обочин - по 0,5 м. Расчетная скорость движения - 60 км/ч со снижением на пересеченной местности до 40 км/ч | ||||
дороги противопожарного назначения | относятся к лесохозяйственным дорогам 3 типа. Устраивают их в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам. К ним также относят грунтовые естественные проезды, проезжие квартальные просеки и различные трассы | ||||
2.12. | Время доставки сил и средств пожаротушения к месту возникновения пожара | не должно превышать 3 ч с момента обнаружения пожара, а для участков высокой пожарной опасности - не более 0,5 - 1,0 ч | |||
2.13. | Коэффициенты удлинения дорог, троп или расстояния пешего перехода для учета их кривизны и рельефа местности при расчете затрат времени на дорогу к месту пожара | ||||
для лесохозяйственных дорог 1 типа | в равнинной местности - 1,1, в холмистой - 1,25 | ||||
для лесохозяйственных дорог 2 типа | в равнинной местности - 1,1, в холмистой - 1,45 | ||||
для лесохозяйственных дорог 3 типа (противопожарных) | в равнинной местности - 1,15, в холмистой - 1,65 | ||||
2.14. | Скорость движения рабочего-пожарного | обычно составляет 1 - 3 км/ч (при переходе от автодороги к месту пожара с инструментом) | |||
2.15. | Нормативы планировки наземного маршрутного патрулирования | ||||
2.15.1. | Места размещения | в районах с низкой лесистостью (15 процентов и ниже) и относительно равномерным распределением мелких участков леса по территории. При охране полезащитных лесонасаждений, насаждений по оврагам и балкам, в лесах зеленых, лесопарковых зон и т.п. Дополнительно к наблюдению со стационарных наблюдательных пунктов и авиапатрулированию - в местах лесозаготовок, строительства различных объектов и трасс, зонах отдыха, по берегам рек и озер, среди насаждений с высокой пожарной опасностью | |||
2.15.2. | Скорость движения лесопожарного патруля на пожароопасных участках | ||||
на мотоциклах, машинах и других транспортных средствах | по шоссейным дорогам общего пользования - не более 30 км/ч, по лесным - 15 - 20 км/ч. На безлесных пространствах в соответствии с правилами дорожного движения скорость может быть увеличена | ||||
на моторных лодках и катерах | по водным путям - в пределах 15 - 20 км/ч | ||||
2.16. | Нормативы размещения на местности пунктов для наблюдения за возникновением лесных пожаров | ||||
2.16.1. | Максимальный радиус обзора (при отличных условиях видимости) в зависимости от высоты вышек: | ||||
высота вышек, м | 10; 15; 20; 25; 30; 35; 40 | ||||
радиус обзора, км | 12; 15; 17; 19; 21; 23; 24 | ||||
2.16.2. | Оптимальное размещение вышек | на возвышенных местах - не далее 10 - 12 км друг от друга, а в равнинной местности - 5 - 7 км. Из расчета точного определения места пожара с 2 - 3 пунктов в наиболее вероятном районе их возникновения методом засечек с помощью угломерного инструмента (буссоли и т.п.) и бинокля. У телевизионной установки ПТУ-59 радиус наблюдения до 8 км (без подъема наблюдателя на высоту). Видеоконтрольное устройство и пульт управления размещают в любом закрытом помещении на расстоянии до 1 км от мачты, а при длине кабеля от 1 до 3 км необходимо подключать линейный усилитель | |||
2.16.3. | Допустимое размещение вышек (при недостатке средств) | типовая металлическая вышка высотой 35 м обеспечивает достаточную видимость при плохих погодных условиях на расстоянии 10 - 12 км, а при хороших - до 20 км, поэтому их размещают на двойном расстоянии минимальной видимости (20 - 24 км). У телевизионной установки ПТУ-59 радиус наблюдения до 10 - 15 км | |||
2.16.4. | Срок службы наблюдательных вышек: | стоимость вышек практически одинакова | |||
деревянных - 10 лет | |||||
металлических - 30 лет | |||||
2.17. | Нормативы планировки и размещения пожарно-химических станций (ПХС) | ||||
2.17.1. | Показатели целесообразности организации ПХС (в соответствии с планами противопожарного устройства лесов) | в первую очередь в лесничествах с наличием ценных лесов I - III классов пожарной опасности и сети дорог и водных путей общей протяженностью не менее 6 км/тыс. га лесного фонда | |||
2.17.2. | Радиус закрепляемой вокруг каждой ПХС территории лесов при состоянии дорожной сети: | ||||
хорошем | не более 40 км | ||||
удовлетворительном | не более 30 км | ||||
некачественном | не более 20 км | ||||
2.17.3. | Выбор места размещения здания ПХС | как можно ближе к наиболее пожароопасным и горимым участкам леса, в центре закрепляемой территории, вблизи конторы лесничества, участковых лесничеств, цехов, нижних складов древесины и других подразделений, имеющих большое количество работающих, вблизи основных транспортных путей сообщения, водоемов. Из нескольких вариантов подбирают оптимальный, отвечающий наибольшему числу самых важных в данных условиях требований. Техника и лесопожарные бригады ПХС обычно концентрируются в одном пункте, но при необходимости подразделения ПХС могут размещаться в двух и более пунктах (в небольших удаленных пожароопасных лесничествах или урочищах, где организовывать отдельные ПХС нецелесообразно) | |||
3. | Нормативы планировки работ при авиапатрулировании лесов от пожаров | ||||
3.1. | Размещение линий маршрутов на местности: | параллельно друг другу и длинной стороне обслуживаемого участка | |||
при авиапатрулировании | не более 60 км друг от друга, а от маршрута до границы обслуживаемого участка - не более 30 км | ||||
3.2. | Высота полета: | ||||
при авиапатрулировании лесов от пожаров | оптимальная - 600 м. В каждом отдельном случае определяется характером поставленной задачи, местных полетных условий, технической характеристикой аппарата, наличием у него герметичной кабины (у самолета АН-24 - до 7000 м) | ||||
при совмещении авиапатрулирования с общим надзором за санитарным состоянием лесов | для детального осмотра отдельных участков леса полет снижается до 200 м на самолетах и 100 м на вертолетах (с учетом рельефа местности и наличия на ней возвышающихся элементов) | ||||
3.3. | Оценка точности определения места пожара авиапатрулированием: | ||||
отлично | без ошибки | ||||
хорошо | с ошибкой до 0,5 км | ||||
удовлетворительно | с ошибкой от 0,5 до 1,0 км | ||||
неудовлетворительно | с ошибкой более 1 км | ||||
3.4. | Точность определения площади пожара с высоты | допускается ошибка не более чем на 30 процентов | |||
3.5. | Требования к участкам и условиям места высадки парашютистов-пожарных: | ||||
высота полета | не ниже 800 м (в зависимости от типа парашюта) | ||||
скорость ветра у земли | не более 8 м/с | ||||
размеры открытых площадок приземления | не менее 75 x 75 м (лесные прогалины, пересохшие болота, поля и т.п., а в случае их отсутствия - кустарники и древостой высотой до 20 м) | ||||
запрещение прыжка | на вырубки, гари, усохшие насаждения, ветровалы, а также вблизи высоковольтной линии | ||||
3.6. | Нормативы планирования рабочих мест и участков на территории лесов, подлежащих авиационной охране | ||||
3.6.1. | Организация пунктов приема авиадонесений | ||||
место размещения | у контор лесничеств, ПХС, сельских администраций, колхозов, в местах жительства работников лесной охраны, в населенных пунктах с наличием телефонной и радиосвязи | ||||
оборудование опознавательным знаком для патрульных самолетов (вертолетов) | на обоих скатах домов, где организовано дежурство, белой масляной краской или известью надписывают арабскими цифрами номер пункта. Цифры также можно выкладывать свежеоструганным тесом. Размер цифр: по высоте - 2,5 - 3,0 м, по ширине - 0,75 м | ||||
3.6.2. | Устройство дополнительных искусственных ориентиров в целях создания лучших условий ориентировки патрульных самолетов и вертолетов | ||||
типы ориентиров и место их размещения | имеющиеся на лесной территории постройки (кордоны, охотничьи избушки, бараки и т.п.). В случае их отсутствия на открытых участках (не менее 100 x 100 м) сооружают на земле из окоренных жердей (неокоренных березовых плах) шалаши, двускатные крыши или прочно устанавливают вехи высотой до 7 м с белым флагом | ||||
оборудование их опознавательным знаком | на обоих скатах крыши построек или шалашей наносится во всю их длину номер квартала (урочища или условной клетки патрульной карты). Высота знака - не менее 3 м, ширина - не менее 0,75 м | ||||
3.6.3. | Подбор и устройство посадочных площадок в районах работы вертолетов | ||||
назначение | дозаправочные пункты, забор и высадка сил и средств пожаротушения, прием донесений и т.п. | ||||
место размещения | в лесных массивах, где чаще всего возникают пожары или имеется высокая пожарная опасность | ||||
минимальные размеры площадок для взлета и посадки вертолетов (рабочая площадь учета подходов) | типы вертолетов | равнинная местность, м | |||
МИ-6 | 50 x 50 | ||||
МИ-8 | 30 x 30 | ||||
МИ-4 | 30 x 30 | ||||
МИ-2 | 16 x 16 | ||||
МИ-1А | 16 x 16 | ||||
размещение препятствий в направлении взлета и посадки (участок воздушных подходов) | все препятствия должны находиться на удалении двойной своей высоты от границы площадки | ||||
размещение препятствий высотой более 0,5 м (для МИ-2, МИ-1А, Ка-26) и более 1 м (для МИ-6, МИ-8, Ми-4) | на расстоянии не ближе 10 м от границы площадки |
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
К мерам противопожарного обустройства лесов относятся:
1) строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкция и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и др.), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Для целей обеспечения пожарной безопасности используются не только дороги противопожарного значения. Любые лесные дороги должны создаваться в соответствии с типовыми проектами, предусматривающими возможность их эксплуатации и в целях обеспечения пожарной безопасности. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
(в ред. Приказа Минприроды Чувашской Республики от 15.08.2019 N 587)