Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 августа 2017 года N 152-ра


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.08.2013 N 189-РА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения администрации Костромской области от 12.07.2021 N 165-ра.
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", во исполнение распоряжения администрации Костромской области от 18 мая 2016 года N 88-ра "О корректировке Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года":

1. Внести в распоряжение администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года" следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Департаменту экономического развития Костромской области совместно с исполнительными органами государственной власти Костромской области и структурными подразделениями аппарата администрации Костромской области в срок до 1 января 2018 года разработать план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.";

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов Костромской области в срок до 1 января 2018 года разработать стратегии социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Костромской области с учетом положений Стратегии.";

3) Стратегию социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение
к распоряжению
администрации
Костромской области
от 7 августа 2017 года N 152-ра

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ


1. Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования Костромской области, разработанным в рамках целеполагания, определяющим приоритеты, цели, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития Костромской области, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Нормативно-правовой основой разработки и корректировки Стратегии являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области".

Раздел II. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


3. С 2011 года объем валового регионального продукта Костромской области (далее - ВРП) в действующих ценах увеличился на треть: с 116,6 млрд. рублей до 157,7 млрд. рублей в 2015 году.

В 2012-2013 годах позитивная динамика ВРП (прирост на 4,1% и 2,3% в сопоставимых ценах к предыдущему году соответственно) обеспечила области 10 и 11 места по темпам роста ВРП среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), 35 и 36 места - в целом по России.

Но в результате глобального кризиса, начавшегося с 2014 года, снижения инвестиционной активности в России в целом машиностроение Костромской области сократило выпуск машин и оборудования на 32% к уровню 2011 года, транспортных средств - на 22%. В связи с сокращением реальных денежных доходов населения России в 2015 году снизилось производство ювелирных изделий в Костромской области. Кроме того, в результате низкой загрузки филиала "Костромская ГРЭС" АО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" в 2015 году сократилось производство электроэнергии.

В 2014 году ВРП в сопоставимых ценах увеличился на 0,4% к уровню 2013 года, что обеспечило области 13 место в ЦФО и 61 место в России. В 2015 году ВРП в сопоставимых ценах сократился на 1,4%.

4. За период 2011-2015 годов в структуре производства ВРП произошли изменения, связанные с увеличением вклада видов деятельности, направленных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальные услуги) на фоне сокращения доли торговли, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи.

5. Объем ВРП на душу населения в Костромской области (обобщающий показатель экономического развития региона) в 2,4 раза ниже среднего по регионам ЦФО и в 1,8 раза ниже, чем в среднем по стране. По данному показателю регион занимает 14-16 места в ЦФО и 56-60 места в Российской Федерации.

Это обусловлено:

высокой долей сельского и лесного хозяйства - 9,9% в ВРП (в среднем по Российской Федерации - 5,2%, в ЦФО - 3,7%), обеспечивающих невысокую добавленную стоимость;

низкой долей оптовой и розничной торговли - 14,4% в ВРП (в среднем по Российской Федерации - 17,9%, в ЦФО - 27,1%), а также сферы рыночных и нерыночных услуг (8,0% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 12,7%, в ЦФО - 18,8%);

высокой долей сфер государственного управления, социального страхования, здравоохранения и образования - 18,9% в ВРП (в среднем по России - 12,4%, в ЦФО - 11,6%), связанной с низкой плотностью населения и большой площадью территории региона.

6. Промышленность занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области (формирует 32% ВРП), поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

Одной из причин невысоких темпов промышленного производства является низкая производительность труда и высокий износ производственного оборудования.

7. Основными отраслями промышленности Костромской области являются деревообработка, ювелирная промышленность, металлообработка, электроэнергетика. Предприятия области являются лидерами на российском рынке производства нефтегазового и грузоподъемного оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, льняных и полульняных тканей, пиломатериалов, древесно-волокнистых плит (далее - ДВП) и древесно-стружечных плит (далее - ДСП), фанеры, ламинированных половых и настенных плит, ювелирных изделий. Регион потребляет порядка 25% производимой электроэнергии, остальная передается на федеральный оптовый рынок электроэнергии.

Централизованным электроснабжением охвачено 100% территории области. Основными потребителями электроэнергии в энергосистеме являются промышленные предприятия. Костромская энергосистема является транзитной и имеет электрические связи с Московской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской, Кировской энергосистемами.

8. Традиционной производственной ориентацией Костромской области являются лесное и сельское хозяйство. 74% территории региона покрыто лесами, что позволяет развивать лесопромышленный комплекс в непосредственной близости от густонаселенного центра страны.

9. Основные виды сельскохозяйственной продукции, производимой в Костромской области: картофель, овощи, мясо, молоко, яйца.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции за 5 последних лет снизились на 5,5% к уровню 2011 года в результате сокращения численности сельского населения на 6%. Отрицательная динамика наблюдается в сельскохозяйственных организациях (снижение на 7,2%, в хозяйствах населения - на 5,9%). Вместе с тем динамичный рост производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в 1,8 раза к 2011 году) позволил увеличить их долю в сельскохозяйственном производстве региона с 1,1% в 2011 году до 2,2% в 2015 году. Доля производства сельскохозяйственной продукции сельхозорганизациями снизилась с 42,5% в 2011 году до 38,6% в 2015 году, при росте доли хозяйств населения с 56,4% до 59,2%.

10. Отрицательная динамика сельскохозяйственного производства связана со старением сельского населения, финансовым положением сельскохозяйственных организаций, климатическими условиями региона.

11. За период с 2012 по 2015 годы в экономику региона инвестировано 98 млрд. рублей. Основной объем инвестиций приходится на обрабатывающие производства (обработка древесины и производство изделий из дерева, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Несмотря на положительную динамику за ряд предшествующих лет, объемы инвестиций не позволяют осуществлять модернизацию производства в необходимом масштабе.

Снижение инвестиционной активности в 2015 году связано с высокой стоимостью заемных средств, неустойчивым финансовым положением предприятий, снижением потребительского спроса, неопределенной экономической ситуацией.

12. Наибольший удельный вес в структуре экспорта сохраняет лесопромышленная группа товаров. На экспорт поставляется фанера, плиты ДВП и ДСП. Экспорт фанеры и ДВП плит увеличился в 1,5 раза к уровню 2011 года. Продукция региональных предприятий преимущественно экспортируется в страны дальнего зарубежья - Финляндию, Китай, ОАЭ, Германию, Италию, Чехию, Турцию, США, Польшу, Францию, Египет.

13. Объем импорта в Костромскую область в связи с девальвацией рубля и процессами импортозамещения в России снизился на треть к уровню 2011 года. Наибольшие поставки из-за рубежа приходятся на машины и оборудование.

14. Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в структуре экономики региона. Порядка 25% ВРП производится в сфере малого предпринимательства.

В отраслевой структуре оборота малых предприятий наиболее существенна доля оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, строительства, услуг населению.

15. Развитие экономики региона во многом сдерживается неблагоприятной демографической ситуацией. Костромская область является самым малочисленным субъектом ЦФО. По сравнению с 2011 годом численность населения Костромской области сократилась на 10,3 тыс. человек (на 1,6%) и по состоянию на 1 января 2016 года составила 651,5 тыс. человек (из них 71,5% - городское население).

Естественное движение населения характеризуется устойчивой отрицательной динамикой. Продолжается миграционный отток населения за пределы области, в основном из сельской местности.

Вместе с тем на протяжении 15 лет Костромская область продолжает удерживать лидирующие позиции по уровню рождаемости.

16. Во многом сложная демографическая ситуация объясняется относительно низким уровнем жизни населения. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума по Костромской области в 2012 году составляло 2,5 раза, в 2015 году - в 2,3 раза (Российская Федерация - в 3,5 и 3,4 раза соответственно).

Несмотря на сокращение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения с 15,1% по итогам 2012 года до 14,0% в 2015 году, ее величина остается существенно выше среднего уровня по России (13,3%).

Сохраняется значительная дифференциация заработной платы между организациями различных видов экономической деятельности. Так, по итогам 2015 года наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в организациях финансового сектора - в 2,1 раза выше, чем в среднем по области, самый низкий - по виду деятельности "гостиницы и рестораны" - в 1,9 раза ниже среднеобластного уровня.

17. Ситуацию на рынке труда Костромской области можно охарактеризовать как стабильную. По сравнению с 2011 годом, численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, сократилась с 4 тыс. человек до 2,6 тыс. человек в 2015 году.

Уровень зарегистрированной безработицы в 2015 году составил 0,7% (2011 год - 1,14%). Коэффициент напряженности на рынке труда области на 1 января 2016 года составил 0,8 человека в расчете на одну заявленную в службу занятости населения вакансию (на 1 января 2012 года - 1 человек на заявленную вакансию).

18. Сфера образования Костромской области представлена сетью государственных, муниципальных, частных образовательных организаций всех уровней образования, включающей 645 учреждений, в том числе 247 дошкольных образовательных организаций, 311 общеобразовательных организаций, 53 организации дополнительного образования, 29 профессиональных образовательных организаций, 3 образовательные организации высшего образования, 2 организации дополнительного профессионального образования. Всего в образовательных организациях, расположенных на территории региона, обучается 196 286 человек.

С 2013 года дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены услугами дошкольного образования.

На строительство и реконструкцию зданий детских садов бюджету области были направлены средства в общем объеме 1,14 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 781,6 млн. рублей. В эксплуатацию введено 18 детских садов, в том числе 10 - это вновь построенные здания, 8 садов реконструировано. Всего за 2013-2016 годы в области создано 4 158 дополнительных мест.

В настоящее время в 24 муниципальных районах и городских округах Костромской области местами в детских садах обеспечены все желающие дети в возрасте от 1,5 года, в городах Буе, Шарье, Островском, Красносельском, Павинском районах - с 2 лет, в городе Костроме - с 2 лет 7 месяцев.

Основной показатель развития системы общего образования - качество подготовки обучающихся. В 2016 году по федеральным государственным стандартам обучается 100% обучающихся 1-6 классов (41 513 человек) общеобразовательных организаций, в том числе обучающиеся 1 классов с ограниченными возможностями здоровья. По итогам сдачи единого государственного экзамена по основным предметам выпускники школ области ежегодно показывают результаты выше среднероссийских.

Широкий спектр профессий и специальностей, по которым осуществляют подготовку профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, может обеспечивать потребности экономики и инвесторов в квалифицированных кадрах. Актуальными направлениями работы профессиональных образовательных организаций стали обновление содержания и внедрение современных технологий, приоритетом которых являются подготовка кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (перечень ТОР-50), и участие в системе национальных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia), а также создание региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

19. В результате модернизации системы здравоохранения оптимизирован коечный фонд круглосуточной стационарной сети, с учетом эффективности использования с 6584 коек в 2011 году до 6210 коек в 2015 году. Обеспеченность населения региона коечным фондом в организациях здравоохранения в 2015 году составила 95,3 койки на 10 тысяч человек населения (2011 год - 99,5 койки), что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации.

Вместе с тем сфера здравоохранения Костромской области недостаточно обеспечена высококвалифицированным медицинским персоналом, прежде всего, врачами. Численность врачей на 10 тысяч жителей Костромской области в 2015 году составила 36 человек, что значительно ниже, чем в среднем по России (45,9 человека в 2015 году).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в период с 2013 по 2015 годы средняя заработная плата врачей увеличилась на 13,2% и составила 36,5 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - на 14,6% и составила 18,6 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - на 13,7% и составила 11,4 тыс. рублей.

Кроме того, благодаря предпринимаемым мерам по профилактике многих заболеваний, общий уровень заболеваемости населения Костромской области в 2015 году составил 1 466,5 случая на 1 000 человек населения, что ниже среднероссийского уровня (1 602,1 случая на 1 000 человек населения).

Глава 2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА


20. Конкурентными преимуществами Костромской области, которые могут оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие региона в перспективе, являются: географическое положение, природно-ресурсный и туристско-рекреационный потенциал, наличие сложившихся производственных комплексов при энергетической избыточности региона.

21. Географическое положение Костромской области характеризуется тремя основными моментами:

1) близость к г. Москве (около 350 км) позволяет рассматривать значительную часть области как территорию, расположенную в пределах дневной досягаемости для логистических, транспортных и частных маршрутов;

2) близость к г. Ярославлю (менее 100 км) позволяет рассматривать регион как удобную площадку для деятельности компаний, работающих в Ярославской области, принимая во внимание более высокую стоимость земли и плотность урбанизации в Ярославской области;

3) прохождение через территорию области магистрального водного пути по реке Волге дает возможность области реализовать транзитный потенциал в отношении транспортных, туристических и пассажирских потоков. По территории Костромской области проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные (транспортный коридор "Санкт-Петербург - Екатеринбург") магистрали.

22. Природно-ресурсный потенциал области имеет следующие характеристики:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»