ПРИКАЗ
от 29 ноября 2017 года N 2441
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Волгоградской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Волгоградской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета
В.Е.САЗОНОВ
КОНЦЕПЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция по формированию экологической культуры населения Волгоградской области (далее - Концепция) определяет на период до 2025 года государственную политику в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения Волгоградской области.
Стратегической целью государства является решение задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Решение вышеуказанных задач возможно при сформированном высоком уровне экологической культуры населения страны. Формирование экологической культуры включает в себя два важных компонента: непрерывное экологическое образование и экологическое просвещение.
Вместе с тем достижение высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области осложняется рядом проблем организационного характера, требующих решения в ближайшее время. Наиболее значимой из них является отсутствие системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения, направленного на формирование сознательного поведения жителей Волгоградской области, базирующегося на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде. Поскольку экологическое образование и просвещение приобретают все более актуальный характер и призваны сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества, необходима разработка Концепции.
Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Волгоградской области, а также определяет стратегию и практические меры по ее формированию и дальнейшему развитию.
Концепция определяет:
- цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;
- основные принципы формирования экологической культуры населения;
- основные направления деятельности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по формированию экологической культуры населения;
- основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 года N 46-18 "О модельном законе "Об экологическом просвещении и экологической культуре населения", а также Законом Волгоградской области от 17 апреля 2003 года N 825-ОД "Об экологическом образовании".
В настоящей Концепции используются следующие понятия и определения:
Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, которое осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.
Экологическая информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, правовых и программных документах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их предоставления.
Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, осуществление которых обеспечивает экологически благополучное качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Эколого-ориентированная личность - личность, способная устанавливать, анализировать, объективно оценивать причинно-следственные связи между процессами, происходящими при взаимодействии природы - человека - общества, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, прямо или опосредованно воздействующей на окружающую среду.
Объект формирования экологической культуры - население, рассматриваемое как единое целое и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, уровню сознания, гражданской ответственности.
Компоненты экологической культуры населения - совокупность имеющихся и развиваемых образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды.
Формирование экологической культуры - сложный и длительный процесс воспитания у населения Волгоградской области всех возрастов:
- экологического сознания;
- бережного отношения к природным ресурсам;
- личной ответственности за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- личного стремления к активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.
К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:
в области управления:
- осуществление информирования населения о действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- ежегодное издание государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Волгоградской области";
- наличие специализированных ресурсных центров по экологическому образованию и просвещению в сфере образования и культуры;
- организация регулярных эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;
в области образования:
- наличие системы экологического образования в общем (дошкольном начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;
- изучение и распространение положительного опыта экологического образования, выпуск научных и учебно-методических материалов;
- координация деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе межведомственного характера;
- подготовка в системе высшего профессионального образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;
в области просвещения:
- наличие в Волгоградской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;
- наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;
- участие международных организаций в финансировании экологических программ;
- наличие общественных экологических объединений;
- участие Общественной палаты Волгоградской области, Экологического совета при Волгоградской областной Думе и волонтерских организаций в экологическом просвещении населения;
- публикации в СМИ тематических экологических выпусков, издание тематических экологических приложений;
- межведомственный характер деятельности учреждений культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.
К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:
в области управления:
- несовершенство нормативного правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;
- отсутствие "единой структуры", координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению и воспитанию;
- недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;
в области образования:
- незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;
- недостаточное внимание к предмету "Экология" при формировании учебных планов в школах;
- недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;
- недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Волгоградской области;
- недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;
- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;
- слабая подготовка выпускников вузов к практической педагогической деятельности по экологическому образованию и просвещению;
в области просвещения населения:
- отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;
- укоренившиеся в сознании значительной массы населения тенденции потребительского отношения к природе;
- эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;
- преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.
Целями реализации Концепции являются:
формирование у населения Волгоградской области ответственного отношения к природным ресурсам и обеспечению экологической безопасности;
совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения;
повышение экологической грамотности населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
- экологическое просвещение широких масс населения с учетом региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
- повышение уровня общего (дошкольного и школьного) и дополнительного (внешкольного) экологического образования;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- увеличение доступности экологической информации для населения Волгоградской области, в том числе через средства массовой информации;
- развитие гуманистического отношения к природе;