(с изменениями на 21 сентября 2018 года)
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 06.04.2018 N 235, от 21.09.2018 N 611)
В целях создания условий для реализации и развития потенциала молодежи города Красноярска, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни, в соответствии с Постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 27.07.2017 N 230-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов", руководствуясь ст. ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие молодежной политики города Красноярска" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов согласно приложению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.
Глава города
С.В.ЕРЕМИН
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 - 2020 ГОДОВ
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 06.04.2018 N 235, от 21.09.2018 N 611)
Наименование муниципальной программы | "Развитие молодежной политики города Красноярска" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | управление молодежной политики администрации города (далее - управление молодежной политики) |
Соисполнители Программы | департамент Главы города администрации города (далее - департамент Главы города); территориальные подразделения администрации города (далее - администрации районов в городе) |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 06.04.2018 N 235) | |
Структура Программы, перечень подпрограмм | подпрограммы: 1. Развитие инфраструктуры отрасли "Молодежная политика". 2. Вовлечение граждан в возрасте от 14 до 30 лет в позитивные социальные практики. 3. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи города Красноярска. 4. Профилактика экстремизма и других негативных проявлений в молодежной среде. 5. Обеспечение реализации муниципальной программы |
Цель Программы | создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни |
Задачи Программы | вовлечение молодежи города в позитивные социальные практики; развитие инфраструктурного пространства отрасли "Молодежная политика", повышение конкурентоспособности муниципальных учреждений; привлечение молодежи к решению актуальных проблем города Красноярска; создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи, а также продуктов ее позитивной, экономической, творческой и иной деятельности; формирование в молодежной среде высокого уровня патриотического сознания, гражданской ответственности и повышение уровня консолидации молодежи для решения задач устойчивого развития города Красноярска; обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями; снижение уровня негативных проявлений в молодежной среде; укрепление межэтнического взаимодействия и предотвращение экстремистских проявлений среди молодежи; обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления ресурсами в рамках реализации Программы |
Сроки реализации Программы | 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов |
Целевые индикаторы | доля молодежи города Красноярска, вовлеченной в деятельность отрасли "Молодежная политика", возрастет с 32,5% в 2017 году до 34,0% в 2020 году; количество инициатив молодежи, получивших поддержку, возрастет с 847 в 2017 году до 880 в 2020 году; количество благополучателей - граждан, проживающих в городе Красноярске, получающих безвозмездные услуги от участников молодежных социально-экономических проектов, возрастет с 106000 человек в 2017 году до 115000 человек в 2020 году |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит 882904,67 тыс. рублей, в том числе: на 2018 год, всего - 324095,45 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета города - 271326,55 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 52768,90 тыс. рублей; подпрограмма 1 - 26446,40 тыс. рублей; подпрограмма 2 - 266233,17 тыс. рублей; подпрограмма 3 - 5892,50 тыс. рублей; подпрограмма 4 - 1200,00 тыс. рублей; подпрограмма 5 - 24323,38 тыс. рублей; на 2019 год, всего - 279404,61 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета города - 250430,71 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 28973,90 тыс. рублей; подпрограмма 1 - 11000,00 тыс. рублей; подпрограмма 2 - 242716,00 тыс. рублей; подпрограмма 3 - 3386,80 тыс. рублей; подпрограмма 4 - 600,00 тыс. рублей; подпрограмма 5 - 21701,81 тыс. рублей; на 2020 год, всего - 279404,61 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета города - 250430,71 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 28973,90 тыс. рублей; подпрограмма 1 - 11000,00 тыс. рублей; подпрограмма 2 - 242716,00 тыс. рублей; подпрограмма 3 - 3386,80 тыс. рублей; подпрограмма 4 - 600,00 тыс. рублей; подпрограмма 5 - 21701,81 тыс. рублей |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 21.09.2018 N 611) |
Молодежная политика в городе Красноярске имеет к настоящему моменту более чем 25-летнюю историю. Концептуальные основы были впервые обобщены и зафиксированы в Решении Красноярского городского совета в 1997 году с помощью принятия Положения о молодежи и молодежной политике в городе Красноярске. Ключевыми задачами реализации молодежной политики на тот момент являлись преодоление тяжелейшего социально-экономического кризиса, развитие системы учреждений по работе с молодежью, вовлечение молодежи из групп риска в позитивные практики.
На сегодняшний день требуется актуализация целей и задач в сфере молодежной политики в связи с изменением глобальной социально-экономической ситуации, появлением новых вызовов, принятием на федеральном уровне Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Закона Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5445 "О государственной молодежной политике Красноярского края", а также необходимостью обобщения серьезного опыта в работы с молодежью в муниципальных учреждениях.
В настоящее время экспертное сообщество выделяет следующие тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:
1) резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет: с 35,2 млн человек (2012 год) до 25,6 млн человек (2025 год), почти на 10 млн человек (на 27,3%). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах России (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.
Данная тенденция обязывает органы государственной власти, местного самоуправления не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями и проектами в сфере молодежной политики, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков - формирование так называемого "человеческого капитала". Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала, а также формированию образованного, социально и экономически активного, патриотичного молодого человека.
Ситуация характеризуется также тем, что по данным исследований, проведенных в Красноярском крае, собственно образовательных запросов, связанных с профессиональным самоопределением, у молодежи нет, но есть потребность в своем общем развитии, есть большой спрос на образование для жизни здесь и сейчас. У молодежи есть ярко выраженный запрос на повышение качества собственного здоровья, надпрофессиональные компетенции и социальные навыки;
2) трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля над процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой, делают этот риск еще более значимым;
3) не менее важным является отсутствие у значительной части молодых красноярцев самоидентификации себя как активных жителей города Красноярска, сопричастности к происходящим в этом городе событиям, процесса саморазвития.
Согласно данным последних исследований современная молодежь Красноярского края имеет абстрактную ценность "здоровья" и "развития". Над ценностями "здоровья" и "развития" в суммарном весе преобладают необходимость реализации ценностей "материально обеспеченной" и "счастливой семейной" жизни. Современная молодежь ориентирована на достижение личного и профессионального благополучия за счет карьеры, при этом принимает и воспроизводит декларацию духовных и общечеловеческих ценностей, а представления о карьере строятся на основании абстрактных ценностей. Вследствие этого можно говорить о ценностной внутренней конфликтности, противоречивости и непроработанности жизненных стратегий, о серьезной степени фантазирования относительно собственной карьеры. "Рационализм", "аккуратность" и "самоконтроль" - вот те принципы, которыми руководствуется современная молодежь во взаимодействии с людьми и обществом.
Институты высшего образования оцениваются молодежью, как возможности приобретения социального статуса и смены места жительства. У молодежи города также ярко выражено желание развивать и улучшать место, в котором она живет. Эта установка в ценности превалирует над карьерными перспективами и образовательными возможностями.
Современная молодежь имеет рассогласование между представлениями об успешности и средствами ее достижения. Молодежь воспроизводит представления об успешности, предлагаемые обществом и закодированные в истории и культуры, так и в образах, предлагаемых СМИ. При этом современная молодежь не использует понятие успешности в оценке самих себя, хотя и не отказывается от использования этого понятия в отношении собственной стратегии жизни.
Вместе с тем, у молодежи романтизированные представления о своей идеальной карьере. С одной стороны - это не просто работа, а скорее высшая миссия, а с другой стороны - это карьера с высокой степенью свободы, не ограничивающая комфортный стиль жизни. У современной молодежи наблюдается конфликт между двумя сильными карьерными ориентациями - служение высшим идеалам и интеграция стилей жизни. Одной из существенных причин такой романтизации могут быть образы, декларируемые социальными сетями, в которых предъявляются только позитивные стороны карьерного пути и достигнутые результаты, без предъявления пути их достижения. Наблюдается конфликт между тем, как молодые люди представляют себе свой карьерный старт, тем, на что они ориентируются при выборе карьеры и теми средствами, с помощью которых они могут реализовать карьерную стратегию. У большинства молодых людей нет как таковой ни карьерной, ни профессиональной стратегии, факторы и ориентиры, влияющие на их выбор карьеры и профессии, конфликтуют друг с другом. Сильное влияние на выбор профессии и способа построения карьеры молодых людей оказывает ближайшее окружение - семья и друзья.
Необходимость специальной политики в отношении такой социально-демографической группы как молодежь обусловлена ее положением в обществе: это не только, как принято считать, будущее города и страны, молодежь это неотъемлемая часть современного общества. Это обуславливает и важнейшую характеристику работы с молодежью - большинство "молодежных" проблем собственно молодежными не являются, а представляют собой отражение проблем общества в данной возрастной категории. Именно поэтому основное назначение молодежной политики заключается в смягчении последствий конфликта поколений. Формирование конкурентоспособного подрастающего молодого поколения становится одной из ключевых стратегических задач развития: конкурентоспособного экономически, социально, культурно.
Стратегическим вектором развития молодежи является увеличение числа молодых людей, самоидентифицирующих себя с Россией, Красноярским краем, городом Красноярском, имеющих сформированное целостное мировоззрение, которое включает гражданское участие, ценности патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни, экологии и инноваций, а также обладающих следующим набором востребованных компетенций:
креативное (творческое) мышление, способность генерировать инновации;
проектное мышление, умение управлять проектами;
коммуникативные навыки, умение работать с информацией, знание иностранных языков;
жизненная навигация, выстраивание профессиональных траекторий;
коммерциализация идей, наличие предпринимательских умений;
навыки родительства и семейного поведения.
Указанные принципы реализуются в контексте и с учетом принципов реализации государственной молодежной политики, зафиксированных в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Законе Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5445 "О государственной молодежной политике Красноярского края".
На сегодняшний день в городе Красноярске активно развиваются общественные пространства, которые являются универсальными площадками сосредоточения активной, талантливой и инициативной молодежи. Наполнение и обустройство таких пространств непосредственно связано с реализацией инициатив самой молодежи. Популяризация среди жителей города городских увлечений, направленных на активное, интеллектуальное, семейное времяпрепровождение на открытых, общественных, специально оборудованных пространствах, которые могут трансформироваться в зависимости от пожелания организаторов, участников, зрителей - это результат межведомственного подхода, в реализации которого задействованы различные органы администрации города Красноярска, такие как управление молодежной политики, главное управление образования, главное управление культуры, главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города, а также НКО и общественные движения. Данный пример межведомственного подхода доказывает эффективность взаимодействия всех органов власти, общественности и иных структур в рамках реализации основных приоритетов молодежной политики.
Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на продолжение преодоления негативного влияния обозначенных выше тенденций (в том числе и после окончания срока действия настоящей Программы) и на:
развитие "человеческого капитала" молодежи города, края, страны;
социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;
содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю по состоянию на 01.01.2017 численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Красноярске составила 280571 человек.
В городе Красноярске на данный момент действует 10 муниципальных молодежных учреждений, выступающих площадками для социализации молодежи, встраивания ее в позитивные социальные практики. Помещения молодежных центров расположены во всех районах города, деятельность которых ориентирована на поддержку молодежных инициатив в различных направлениях: научно-техническое, творческое, информационное, патриотическое и т.д.
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни.
Задачами настоящей Программы являются:
вовлечение молодежи города в позитивные социальные практики;