Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - проект областного бюджета на 2018 - 2020 годы), и подходов к его формированию.
Бюджетная политика на 2018 - 2020 годы направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в Мурманской области, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона.
В приоритетах бюджетной политики Мурманской области сохраняется обеспечение стабильности областного и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, более четкая увязка бюджетных расходов с установленными целями государственной политики.
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, для поддержания сбалансированности областного бюджета при его формировании будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятию новых расходных обязательств, не обеспеченных соответствующими источниками дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращением бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, сокращению неэффективных расходов, сохранению на безопасном уровне объема государственного долга.
Обеспечение в полном объеме принятых социальных обязательств, включая социальные выплаты гражданам и оплату труда, потребует дополнительного сокращения иных направлений расходов областного бюджета.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств особое значение имеет оценка обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов станут:
- повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
- создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- совершенствование процедур контроля;
- совершенствование управления бюджетными инвестициями;
- обеспечение вовлечения граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности;
- совершенствование межбюджетного регулирования.
В рамках решения вышеуказанных задач в прогнозном бюджетном периоде предполагается:
1. Дальнейшее совершенствование методологии разработки и оценки эффективности государственных программ, интеграция в структуру государственных программ приоритетных проектов. Внедрение и дальнейшее развитие проектных принципов управления позволит концентрировать управленческие усилия и бюджетные ассигнования на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечивают максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов государственной политики в соответствующих отраслях.
2. Продолжение работы по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств в рамках решения задачи повышения эффективности оказания государственных услуг.
Предполагается продолжение работы по оптимизации структуры бюджетной сети, передаче отдельных государственных и муниципальных услуг в негосударственный сектор, созданию условий для увеличения числа социально ориентированных некоммерческих организаций, внедрению конкурентных механизмов оказания услуг.
С 2018 года будет осуществлен переход к формированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам на основе общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуги на оказание работ и услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы), на основе регионального перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ (далее - региональный перечень).
3. Дальнейшее совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, в том числе путем интеграции бюджетного и закупочного процесса через нормирование закупок.
Ключевыми направлениями в этой сфере станут:
- осуществление контроля в сфере закупок, направленного на недопущение проведения закупочных процедур при отсутствии объема финансового обеспечения закупки;
- минимизация и недопущение роста дебиторской задолженности по контрактам;
- развитие информационного пространства в целях повышения открытости и прозрачности закупок.
4. Дальнейшее развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, смещение акцентов с последующего на предварительный контроль.
Своевременное и качественное исполнение бюджетных полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Организация на системной и регулярной основе мониторинга деятельности подконтрольных организаций.
Осуществление на постоянной основе мониторинга проведения главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.