Сохраняют актуальность угрозы в этнополитической сфере жизнедеятельности общества, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, религиозного экстремизма и терроризма. Важным фактором их преодоления является консолидация органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях укрепления единства народов Дагестана, сохранения межнационального мира и согласия на пути современного цивилизованного демократического развития.
Республика Дагестан первой среди субъектов Российской Федерации разработала и утвердила в 1993 году Комплексную программу решения проблем национальных отношений. Принята и реализована государственная программа Республики Дагестан "Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Республике Дагестан на 2015-2017 годы". Ее реализация дала позитивные результаты, позволив сформировать в республике систему управления межнациональными отношениями. Определены потенциально проблемные и конфликтные зоны, на которые были направлены средства. При этом развитие национальных культур рассматривалось не как самостоятельное направление, а как элемент в системе межнациональных отношений, позволяющий вовлечь в позитивную совместную деятельность представителей разных народов, расширить познания о культуре и традициях народов, проживающих на территории Дагестана.
Цель и задачи государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан" (далее - Программа) соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, а также иными документами стратегического характера.
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 25.03.2019 N 59)
В республике накоплен определенный позитивный опыт по формированию и развитию системы управления межнациональными отношениями. Достигнуты заметные результаты в сохранении политической стабильности.
Сегодня особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимоотношений органов государственной власти и некоммерческих организаций как равноправных субъектов взаимодействия, направленного на развитие гражданских инициатив, духовности, гражданственности, патриотизма, самореализации личности в процессе участия в преобразованиях по формированию гражданского общества.
Следует отметить, что грантовая поддержка некоммерческих организаций в республике является единственно возможной формой развития их деятельности. В этой ситуации проблемными остаются вопросы имущественной, информационной и других видов материальной и нематериальной поддержки деятельности некоммерческих организаций на уровне муниципального образования.
В последнее время много усилий прилагается федеральным руководством к решению вопросов поддержки российского казачества. Приняты федеральный закон о казачестве, Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и ряд других нормативно-правовых актов. На территории Республики Дагестан функционирует Кизлярский особый приграничный округ Терского казачьего войска, состоящий из 22 казачьих обществ. При Правительстве Республики Дагестан создана рабочая группа Республики Дагестан по делам казачества, вошедшая в состав Комиссии Северо-Кавказского федерального округа по делам казачества при Совете Президента Российской Федерации по делам казачества.
Особую актуальность приобретает и сложившаяся миграционная ситуация, которая требует от государства и общества серьезных усилий, последовательной и планомерной работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в дагестанское общество. Именно выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни, является эффективным инструментом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений между коренным населением и иностранными гражданами.
Повышению культуры межнационального общения в республике уделяется приоритетное внимание. Осознавая, что межэтнический мир в прошлом и настоящем Дагестана основан на историческом опыте совместного проживания его народов, в поле зрения республиканской прессы постоянно находятся вопросы укрепления дружбы дагестанских народов, сохранения и упрочения в сознании молодых дагестанцев традиций гражданственности и патриотизма. На русском языке ведутся 95 процентов телепрограмм и 60 процентов радиопередач. Во всех районах и городах, где проживает русское население, издаются печатные СМИ на русском языке.
Вместе с тем принципы, цели и задачи принятой на федеральном уровне Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года обуславливают необходимость формирования новых и существенной корректировки уже существующих задач и приоритетных направлений национальной политики.
Программа учитывает наработанный опыт и в то же время является принципиально новым и весьма конкретным документом для руководства и повышения эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по реализации задач государственной национальной политики.
Решение задач по созданию дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия предполагает применение комплексного подхода и совершенствование межведомственной координации в сфере реализации республиканской национальной политики. Все это обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.