Региональная образовательная политика в сфере развития инклюзивного образования ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места жительства.
Система образования в Красноярском крае должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии - с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
в развитии у личности трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Создание в образовательных организациях условий для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей - основа построения системы образования в Красноярском крае.
Принципы развития инклюзивного образования в Красноярском крае:
признание ценности человека независимо от его индивидуальных возможностей и достижений;
признание права обучающихся на получение образования в образовательных организациях, расположенных по месту жительства;
признание роли образовательных организаций не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;
развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местным сообществом, признание, что инклюзивное образование - это один из аспектов инклюзии в обществе;
повышение уровня культуры в образовательной организации за счет формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к детям с ОВЗ;
признание различий между обучающимися как ресурсов, способствующих образовательному процессу, а не препятствий, которые необходимо преодолевать;
устранение барьеров на пути получения образования и полноценного участия в жизни образовательной организации для всех обучающихся, а не только для детей с ОВЗ;
индивидуализация целей и образовательных программ на основе учета индивидуальных способностей и личностных потребностей обучающихся, создания условий для их успешной социализации;
межведомственная интеграция при организации инклюзивного образования посредством координации действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Развитие инклюзивного образования, принятие его идеологии всеми участниками образовательных отношений, обществом в целом требуют постепенных, поэтапных шагов.
Концепция рассчитана на период, охватывающий 2017 - 2025 годы. В указанный период, безусловно, невозможно полностью реализовать инклюзивную модель образования в регионе, поскольку данного периода недостаточно, с одной стороны, для восприятия и принятия обществом мировоззренческих основ инклюзивного образования, с другой - для обеспечения универсальной безбарьерной среды для каждого ребенка с ОВЗ по месту жительства.
С учетом заделов, предпосылок и условий, существующих в системе образования в Красноярском крае, временных и социально-экономических возможностей периода 2017 - 2025 годов реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа:
I этап - 2017 - 2019 годы;
II этап - 2020 - 2022 годы;
III этап - 2023 - 2025 годы.
Основанием для выделения этапов является степень готовности образовательных организаций и всей системы образования в Красноярском крае к внедрению и развитию инклюзивной модели образования.
Первый этап - существующие в Красноярском крае практики инклюзивного образования, развивающиеся в ходе инновационной деятельности пилотных территорий и базовых площадок, созданных на базе образовательных организаций, оформляются в модели реализации инклюзивного образования как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательных организаций. Описанные модели инклюзивного образования после прохождения общественной и профессиональной экспертизы рекомендуются для практического использования. На данном этапе происходит самоопределение муниципальных образований края и образовательных организаций в выборе моделей развития инклюзивного образования, определяются базовые образовательные организации, в которых обеспечивается создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Этому будет способствовать деятельность ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в Красноярском крае, который планируется создать как структурное подразделение в краевом центре ПМСС, а также реализация мероприятий ГП "Доступная среда", планов мероприятий ("дорожных карт"), принятых на муниципальном уровне, и паспортов доступности образовательных организаций.
Второй этап - внедряются и реализуются модели инклюзивного образования, исходя из специфических и уникальных для каждого муниципального образования края и каждой образовательной организации условий развития. В деятельность по внедрению и реализации моделей инклюзивного образования включены различные субъекты, заинтересованные в реализации прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование, включая общественные организации и объединения. На данном этапе в муниципальных образованиях края завершается формирование базовых школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, что позволит получать качественное общее образование большинству детей с ОВЗ по месту жительства.
Третий этап - происходит оценка результатов и эффектов реализации муниципальных моделей инклюзивного образования, осуществляется корректировка и уточнение задач развития инклюзивной модели образования в Красноярском крае, формируется региональная модель инклюзивного образования.
В целях реализации Концепции министерством образования Красноярского края утверждается план мероприятий.
(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 98-уг)