Бюджетная и налоговая политика на среднесрочный период сформирована исходя из необходимости обеспечения сбалансированности бюджета с учетом выполнения требований заключенных соглашений с федеральным центром, с одной стороны, и формирования стабильных экономических и фискальных условий, с другой.
Приоритетом налоговой политики в Республике Бурятия в среднесрочной перспективе остается создание благоприятных условий для развития экономики республики и повышения ее конкурентоспособности через налоговое стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности.
При реализации налоговой политики продолжится работа, направленная на:
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с организациями, формирующими налоговый потенциал республики, через заключение соглашений и развитие иных форм взаимодействия;
- совершенствование мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, создание в республике благоприятного инвестиционного климата, в том числе с реализацией механизма стимулирования привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнерства;
- проведение ежегодной оценки эффективности действующих региональных налоговых льгот и предварительной оценки эффективности планируемых к введению новых региональных льгот;
- совершенствование регионального налогового законодательства в рамках реализации предоставленных полномочий и при необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством;
- расширение взаимодействия органов власти республики, органов местного самоуправления, территориальных структур федеральных органов власти в решении вопросов повышения уровня собираемости доходов и сокращения задолженности по платежам в бюджет, легализации налоговой базы и трудовых отношений, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в рамках работы межведомственных комиссий и мероприятий по повышению доходов консолидированного бюджета, оплаты труда и занятости населения;
- выработку рекомендаций органам местного самоуправления по совершенствованию нормативных актов муниципальных образований по местным налогам в целях максимальной мобилизации резерва роста доходной базы местных бюджетов.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в части оптимизации федеральных налоговых льгот, предоставленных по региональным и местным налогам, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ с 1 января 2018 года отменена федеральная льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, с передачей полномочий по установлению данной льготы на региональном уровне субъектам Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных полномочий предполагается внести изменения в региональное налоговое законодательство по установлению льготы в виде пониженной ставки налога в отношении указанного движимого имущества для вновь зарегистрированных на территории республики организаций.
По результатам проведенной оценки эффективности действующих льгот отдельные льготы признаны утратившими свою актуальность. Для выполнения требований Соглашения о предоставлении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2017 N 381-р принят План мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот, в соответствии с которым с 2018 года планируются к отмене льготы по налогу на имущество для вновь созданных коммерческих организаций с иностранными инвестициями и для организаций в части имущества аэродромов, предназначенного для взлета, посадки и стоянки воздушных судов, по налогу на прибыль - для организаций за прирост налоговых платежей.
Все эффективные и востребованные механизмы налогового стимулирования, а также налоговые льготы, предполагаемые к применению в перспективе, в среднесрочном периоде будут сохранены. Установление новых налоговых преференций потребует принятия взвешенных решений с учетом ограниченных возможностей регионального бюджета, правил осуществления "налоговых расходов", предусматривающих временный характер предоставления льгот, оценку эффективности их применения и определение источника выпадающих доходов, а также исходя из достижения главной цели налоговой политики - стимулирование экономического роста и укрепление собственной налоговой базы.
Бюджетная политика в расходовании бюджетных средств в среднесрочном периоде предполагает следующие новации.
С 2018 года должно быть обеспечено вступление в силу Плана мероприятий (комплекса мер) по росту доходов, оптимизации расходов, совершенствованию долговой политики Республики Бурятия и повышению качества бюджетного планирования и исполнения бюджета Республики Бурятия на 2018 - 2020 годы.
В рамках реализации данного плана предстоит провести работу по внедрению качественно нового подхода к реализации государственной политики путем постепенного перехода на проектное бюджетирование, позволяющее сконцентрировать управленческие усилия и бюджетные ассигнования на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечат максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов.
Наличие особой системы проектного управления, предусматривающей постоянное участие Правительства Республики Бурятия и руководства соответствующих органов исполнительной власти, будет способствовать ускорению принятия управленческих решений.
При этом участники бюджетного процесса должны обеспечить надлежащий уровень финансового менеджмента за счет:
- ужесточения финансовой дисциплины;
- операционной эффективности управления расходами;
- повышения ликвидности единого счета республиканского бюджета Республики Бурятия, в том числе посредством проведения операций по управлению остатками средств, а также проведения кассовых выплат под текущую фактическую потребность;
- обеспечения публичности и прозрачности финансовой информации.
В рамках решения задачи повышения эффективности оказания государственных услуг будет продолжена работа по оптимизации бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму государственных учреждений, оказывающих государственные услуги.
С 1 января 2018 года все государственные услуги должны быть приведены в соответствие с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных услуг, оказываемых физическим лицам. В случае отсутствия в общероссийском базовом (отраслевом) перечне государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Бурятия и имеющих под собой правовое основание ее оказания, данные услуги включаются в региональный перечень (классификатор) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ.
При этом необходимо обеспечить предоставление мер социальной поддержки в полном объеме с учетом оптимизации расходов с применением критериев нуждаемости по отдельным категориям граждан.
В части обеспечения бюджетной сбалансированности необходимо вести политику снижения объема бюджетного дефицита. Его значение не должно превышать 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.
В рамках совершенствования межбюджетных отношений в Республике Бурятия приоритетными будут следующие направления:
- реализация мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами;