Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2016 ГОДУ

Таблица 51


 Структура первичной детской инвалидности по классам болезней


(на 10 тыс. соответствующего населения)

Нозологические формы

ИППИ на 10 тыс. детского населения

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

РФ 2015 г.

всего

29,6

28,3

32,2

22,3

25,0

24,6

Туберкулез

0,8

0,7

0,9

0,9

0,6

0,2

Новообразования

0,5

0,3

1,2

0,7

0,6

1,2

Болезни эндокринной системы

0,9

0,3

0,4

0,5

0,4

1,9

Психические расстройства и расстройства поведения

0,9

1,3

0,7

1,6

1,4

6,1

из них умственная отсталость

0,5

0,8

0,3

0,6

0,3

2,9

Расстройства психологического развития

0,3

0,3

0,3

0,4

0,08

1,8

в том числе аутизм

-

-

0,4

0,08

1,1

Болезни нервной системы

9,6

8,8

10,7

6,7

7,7

5,0

из них воспалительные болезни центральной нервной системы

1,0

1,2

0,5

0,2

0,2

0,1

Церебральный паралич и другие паралитические симптомы

6,3

5,6

3,7

2,7

0,3

2,2

Болезни глаза и его придаточного аппарата

0,9

0,3

0,5

0,5

0,4

1,0

Болезни уха и сосцевидного отростка

2,1

2,0

3,3

1,7

3,1

1,0

Болезни системы кровообращения

0,4

0,09

0,2

0,0

0,08

0,4

Болезни органов дыхания

0,5

0,8

0,1

0,3

0,4

0,5

из них астма

0,2

0,3

0,0

0,08

0,3

0,3

Болезни органов пищеварения

0,2

0,2

0,1

0,4

0,2

0,3

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

1,2

1,3

0,7

0,5

0,9

1,1

из них дорсопатии

0,09

0,0

0,0

0,08

0,08

0,3

Остеопатии и хондропатии

0,0

0,0

0,3

0,2

0,2

0,3

Болезни мочеполовой системы

0,7

0,4

0,8

0,5

0,6

0,3

Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения

9,4

9,1

8,6

6,5

6,5

4,4

из них аномалии центральной нервной системы

1,5

2,0

1,2

0,6

0,9

0,4

аномалии системы кровообращения

5,2

4,6

3,2

3,4

1,8

1,5

аромосомные аномалии

0,3

0,4

0,4

0,2

0,3

0,5

Отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде

0,09

1,0

0,9

0,6

0,3

0,1

Травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин

1,0

1,1

1,9

0,3

1,0

0,4

из них травмы в результате ДТП

0,0

0,09

0,2

0,3

0,3

0,1

Осложнения, вызванные иммунизацией

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Прочие болезни

0,2

0,6

1,3

0,4

0,6

0,8


При анализе детской инвалидности по полу и возрасту отмечено преобладание детей в возрасте 0 - 3 года, что связано с установлением в этом возрасте инвалидности по одной из преобладающих нозологических форм у детей - врожденные аномалии развития. Доля лиц от 0 до 3-х лет снижается, что связано с улучшением качества проводимой высокотехнологичной помощи детям с врожденными аномалиями развития, такими как коррекция врожденных пороков сердца, после которых дети возвращаются к обычной жизни, не имея осложнений и ограничений жизнедеятельности. Отмечается рост удельного веса инвалидов школьной возрастной группы с 16,1% в 2014 г. до 21,0%, что связано с тем, что определенные патологии (психические, заболевания уха, связанные с тугоухостью и т.д.) выявляются во время школьной учебной нагрузки и приводят к ограничению жизнедеятельности, обучения. Если в разных возрастных группах доля мальчиков и доля девочек меняется в каждом году, то в общем итоге удельный вес мальчиков всегда больше.

Показатели переосвидетельствования лиц в возрасте до 18 лет

Число переосвидетельствованных колеблется. В 2015 г. наблюдался пик повторных освидетельствований (2055 чел.). В 2016 г. число повторных МСЭ снизилось в основном за счет уменьшения числа направленных для установления инвалидности. Отмечается рост повторной детской инвалидности, хотя количество направленных для установления категории "ребенок-инвалид" уменьшалось, рост произошел за счет резкого спада полной реабилитации с 13,9% в 2015 г. до 5,6%. Отмечается рост числа граждан, которые обратились за разработкой (коррекцией) ИПРА, на 44,6%. Число детей, инвалидность которым установлена до достижения возраста 18 лет, уменьшилось с 140 чел. (8,9%) в 2014 г. до 109 чел.

Среди детей, признанных инвалидами при переосвидетельствовании, преобладают дети средних возрастных групп (от 4 - 7 лет; от 8 - 14 лет), что связано с продолжающимися реабилитационными мероприятиями, нуждаемостью в профориентации подростков 14 лет, также определенными нагрузками в школьном периоде и нуждаемостью в этот период в социальной защите. Также основным ограничением категории жизнедеятельности в этом возрасте является ограничение в обучении, доступность для ребенка-инвалида обучения в рамках общеобразовательных стандартов. Обучение в школе в указанных возрастных группах - это не только способность ребенка усваивать программу, но и возможность быстро адаптироваться к школьным условиям, поддерживать отношения со сверстниками в классе, быть вовлеченным в тот социум, который его окружает. Для инвалида это тяжело, в первую очередь, психологически, потому что зачастую трудно преодолеть барьеры и шаблоны, которые еще существуют во мнении окружающих (учителей, родителей, одноклассников). Поэтому реабилитация в данной возрастной группе трудоемка, доля реабилитированных меньше, что и объясняет высокий процент повторной инвалидности среди школьников. Так же как и при первичной, так и при повторной инвалидности отмечается преобладание доли мальчиков над девочками.