Подразделения АО "Сахаэнерго" | Потери в тепловых сетях, % |
Белогорский РЭС | 25,9 |
Момский РЭС | 26,4 |
Нижнеколымский РЭС | 14,3 |
Среднеколымский РЭС | 19,4 |
Чокурдахский РЭС | 16,4 |
Янские ЭС | 44,5 |
Проблемы топливоснабжения энергоисточников в арктической зоне связаны с дальностью, труднодоступностью, необходимостью нескольких перевалов и созданием значительных запасов топлива. Эти проблемы приводят к значительным количественным и качественным потерям при перевозках топлива, особенно угля.
Ежегодный завоз порядка 20 тыс. тонн угля для нужд ТЭЦ в п. Депутатский осуществляется по сложной транспортной схеме протяженностью более 5,5 тыс. км. В летний период (июне-июле) в порту Осетрово (г. Усть-Кут Иркутской области) производится отгрузка каменного угля на суда. Далее флот спускается по р. Лена до ее устья (около 4 тыс. км) и затем через Северный Ледовитый океан - в порт Нижнеянск. В порту Нижнеянск уголь переваливают на суда меньшего водоизмещения для его дальнейшей доставки до п. Усть-Куйга, где происходит выгрузка и перемещение угля на склад, расположенный на острове Нижний. С началом ледостава и появлением дорожного сообщения с островом, в октябре-ноябре, начинается автомобильная перевозка угля до ТЭЦ п. Депутатский на расстояние 251 км по круглогодичной автодороге Усть-Куйга - Депутатский.
Кроме дальности и сложной схемы доставки топлива возникли проблемы по отгрузке топлива с порта Осетрово, обусловленные необходимостью переработки большого количества грузов, в том числе для нужд проекта "Сила Сибири". Прогнозируемое сохранение низких уровней воды на верховьях реки Лена и наличие единственного перевозчика, имеющего суда класса река-море, ОАО "ЛОРП" на данном участке, отсутствие технической возможности производить перевозку топлива по маршруту п. Находка - п. Нижнеянск также являются факторами, ограничивающими объемы перевозок по существующей транспортной схеме. В связи с чем необходимо проработать вопрос об изменении логистики поставки топлива, в том числе на ТЭЦ п. Депутатский, через Северный морской путь.