Темпы роста оборота розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках
2001 г. в % к 2000 г. | 2002 г. в % к 2001 г. | 2003 г. в % к 2002 г. | 2004 г. в % к 2003 г. | 2005 г. в % к 2004 г. | |
Всего | 106,0 | 103,5 | 105,6 | 109,5 | 119,1 |
В том числе: | |||||
Оборот торгующих организаций | 99,5 | 100,0 | 111,0 | 112,0 | 87,9 |
Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках | 111,3 | 106,1 | 101,8 | 107,6 | 143,6 |
Позитивные тенденции развития сферы торговли сопровождаются рядом негативных проявлений. Остается низким удельный вес товаров, в том числе продовольственных, производимых предприятиями республики. Из-за роста тарифов и избыточной звенности товародвижения происходит экономически необоснованный рост цен на товары народного потребления. Невысокий уровень концентрации капитала создает условия функционирования, в основном, мелких и средних торговых предприятий. Остро стоит проблема нелегальной и контрафактной продукции, обеспечения безопасности и качества товаров, реализуемых на рынках.
Объем реализации платных услуг населению республики в 2005 году по сравнению с 2000 годом вырос на 12,8%. В 2005 году в расчете на душу населения объем оказанных услуг возрос к уровню 2000 года в 2,6 раза.
Произведенная организационная перестройка позволила вовлечь свободные финансовые средства населения и организаций в создание инфраструктуры сферы услуг, развитие малого бизнеса. Негосударственный сектор обеспечивает свыше 90% объема платных услуг.
К негативным факторам следует отнести усиливающуюся дифференциацию в потреблении услуг между жителями города и села как по ассортименту, качеству, так и по среднедушевым объемам потребления бытовых услуг. У районных предприятий сферы услуг нет необходимой производственной базы даже для оказания социально значимых услуг. Жителям сельских и труднодоступных горных населенных пунктов приходится обращаться за услугами в районные центры.