Анализ сложившейся в постсоветский период системы государственного управления свидетельствует о наличии серьезных противоречий между формирующимися в обществе рыночными условиями хозяйствования и малоэффективными управленческими схемами, базирующимися на устаревших авторитарных принципах.
В условиях проводимой в Российской Федерации административной реформы более предпочтительными являются управленческие подходы, основанные на стимулах и оценке эффективности системы государственного управления.
Повышение уровня жизни населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста - одна из стратегических целей развития республики и ключевое направление деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания на 2006 год.
Путь к решению данной задачи - реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических и социальных приоритетов.
В Республике Северная Осетия-Алания, как и в большинстве регионов Южного федерального округа, для достижения обозначенных целей необходимо преодоление существующих негативных тенденций. Нестабильная социально-экономическая и политическая обстановка на Северном Кавказе, сохраняющаяся до настоящего времени, является одним из основных дестабилизирующих факторов не только на юге страны, но и в целом в России.
Отставание в развитии социальной сферы от среднероссийского уровня, низкая эффективность производственного сектора и сельского хозяйства, высокий удельный вес теневой экономики и дефицит собственных финансовых ресурсов сдерживают темпы развития республики.
В этих условиях от эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания зависит: сможет ли республика преодолеть сдерживающие факторы и выйти на качественно новый уровень развития.
Результатом реализации Программы призвана стать положительная динамика основных индикаторов, характеризующих социально-экономическое положение республики, которая должна опережать среднероссийские темпы по основным показателям качества и уровня жизни населения, в противном случае сложившийся разрыв будет только возрастать.
Улучшение социальных показателей и снижение экономических и политических рисков, в свою очередь, будет способствовать притоку внешних инвестиций. Главный эффект от выполнения Программы заключается в улучшении инвестиционной среды для частных инвесторов, в том числе иностранных, и преодолении негативных последствий экстенсивного развития.
Очевидно, что социальный эффект должен проявиться вслед за улучшением экономических показателей. Поэтому в качестве приоритетных выбраны кластерные направления экономической активности, которые имеют мультипликативный и долгосрочный эффекты: прокладка современных дорог с твердым покрытием, возведение мостов, развитие логистической инфраструктуры, способствующей увеличению транспортных потоков, объемов грузовых и пассажирских перевозок. Наращивание инвестиций в модернизацию медицинских и образовательных учреждений обеспечит качество человеческого капитала и будет способствовать росту спроса на трудовые ресурсы и улучшению социальной обстановки. К приоритетам 2006 года относятся также освоение местных источников ресурсов - сельхозпродукции, стройматериалов, гидро- и топливно-энергетических ресурсов. Развитие этих секторов экономики способствует снижению цен, тарифов и сокращению издержек (материальных затрат) республиканских производителей товаров и услуг.
Реальное улучшение социально-экономической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания возможно за счет кардинального повышения эффективности государственного управления исключительно в рамках программно-целевого подхода с использованием критериев оценки действенности и целенаправленности комплекса институциональных и экономических рычагов и мероприятий, направленных на кардинальное улучшение жизни граждан и ускоренное социально-экономическое развитие республики.