Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ



Утверждена
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 29 марта 2017 года N 173-рп

ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ


1. Текущее состояние областного бюджета.

Для достижения целевых показателей, установленных в целях реализации указов Президента Российской Федерации 2012 года, исполнения отдельных положений федерального законодательства, Правительством Иркутской области принимались решения, которые привели к росту расходных обязательств Иркутской области и, соответственно, увеличению дефицита областного бюджета и государственного долга Иркутской области.

Так, объем расходов областного бюджета на оплату труда с начислениями с 2012 года увеличился на 6,2 млрд. рублей (с 15,2 до 21,4 млрд. рублей). Рост платежей за неработающее население в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования с учетом требований Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" составил 11,4 млрд. рублей (с 4,2 млрд. рублей в 2012 году до 15,6 млрд. рублей в 2017 году). Значительные ресурсы были направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, решение вопросов, связанных с созданием и обеспечением деятельности сети многофункциональных центров, строительством детских дошкольных учреждений.

Дисбаланс областного бюджета усугублялся и необходимостью соблюдения установленных при привлечении кредитных ресурсов из федерального бюджета ограничений по дефициту областного бюджета и государственному долгу Иркутской области.

Для обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов Правительством Иркутской области проводилась активная работа, в том числе направленная на повышение качества бюджетного планирования, приоритезацию и оптимизацию расходов бюджета.

Учитывая проблемы несбалансированности областного бюджета, в Иркутской области реализуется комплекс мер по оздоровлению государственных финансов Иркутской области, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 10 июня 2015 года N 305-рп "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Иркутской области на 2015 - 2017 годы".

Кроме того, отдельные мероприятия утверждаемого Губернатором Иркутской области Плана первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области также направлены на обеспечение сбалансированности как областного, так и местных бюджетов.

Благодаря проводимой Правительством Иркутской области работе, в последние годы ситуация по обеспечению сбалансированности областного бюджета улучшилась:

стабилизировалось поступление доходов;

своевременно и в полном объеме обеспечиваются финансированием не только первоочередные расходы, но и иные расходы, предусмотренные законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

постепенно в областном бюджете увеличивается инвестиционная составляющая, направляемая на развитие социальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального комплекса.

Принимаемые меры по наращиванию собственного доходного потенциала позволили в 2016 году увеличить налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 22,7 млрд. рублей или на 27% по отношению к аналогичному показателю 2015 года.

Впервые с 2012 года областной бюджет исполнен с положительным результатом, войдя в число 27 субъектов Российской Федерации, исполнивших бюджет с профицитом. В 2016 году доходы областного бюджета превысили расходную часть на 2,1 млрд. рублей.

Иркутская область продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по темпу сокращения государственного долга, который по итогам 2016 года сохранен на экономически безопасном уровне (17,7% от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений) и на 1 января 2017 года составил 18,8 млрд. рублей.

Для концентрации бюджетных ресурсов на выполнении важнейших ключевых задач, поставленных перед Иркутской областью, при планировании областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов была проведена работа по определению приоритетных направлений финансирования расходов.

Прогнозная оценка поступления в 2017 году доходов в областной бюджет позволила предусмотреть не только первоочередные социально значимые расходы, но и расходы на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию государственных (муниципальных) объектов социальной сферы.

Одновременно в областном бюджете, учитывая изменения бюджетного законодательства, предусмотрены дополнительные финансовые обязательства по обеспечению соответствующей доли расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, софинансируемых из федерального бюджета, тем самым снизив нагрузку на местные бюджеты.

Вместе с тем, финансовая нагрузка на областной бюджет остается значительной. Дефицит областного бюджета на 2017 год запланирован в размере 8,5%, что ведет к увеличению государственного долга Иркутской области по состоянию на 1 января 2018 года на 41% к показателю 2016 года.

В данной ситуации вопросы оптимизации расходов областного бюджета сохраняют свою актуальность и требуют разработки комплекса мер, который позволит в дальнейшем обеспечить финансированием действующие расходные обязательства Иркутской области и не допустить превышения установленных целевых показателей по размеру дефицита областного бюджета и уровню государственного долга Иркутской области.

2. Цель и задачи программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа).

Целью Программы является оптимизация расходов и обеспечение сбалансированности областного бюджета в среднесрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи Программы:

обеспечить повышение эффективности и результативности используемых инструментов программно-целевого управления;

провести оптимизацию расходов областного бюджета;

обеспечить сокращение долговой нагрузки на областной бюджет.

Для решения указанных задач необходимо продолжить работу по оптимизации структуры и объема расходов областного бюджета (в том числе за счет перераспределения бюджетных ассигнований между отраслями, изыскания внутренних резервов, обеспечения эффективного использования бюджетных средств), по пересмотру состава и сроков реализации отдельных мероприятий государственных программ Иркутской области; состояния бюджетной сети; наличия имущества, не используемого для оказания услуг; численности работников бюджетной сферы, прежде всего административно-управленческого и вспомогательного персонала в учреждениях; объемов и качества оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ). При этом необходимо не допустить снижения количества и качества предоставляемых государственных услуг, поскольку расходная часть областного бюджета имеет социальную направленность.