Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2017 - 2020 ГОДЫ)"


 I. Общая характеристика сферы реализации Программы в Республике Коми


Республика Коми является регионом с преобладанием в структуре экономики добычных и обрабатывающих производств, и в целом подвержена влиянию общеэкономических и финансовых кризисных ситуаций.

В 2016 году относительно предыдущего года экономическая ситуация в Республике Коми характеризовалась увеличением производства продукции сельского хозяйства, объемов строительных работ и ввода в действие жилья, перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В то же время снизились объем промышленного производства, оборот розничной торговли и объем платных услуг населению.

В отличие от ситуации в целом по стране в Республике Коми наблюдался рост объема строительных работ и ввода в действие жилья. Объем промышленного производства в Республике Коми сократился, в то время как по стране наблюдалась положительная динамика. Рост производства продукции сельского хозяйства, грузооборота автомобильного транспорта, снижение оборота розничной торговли и объема платных услуг населению отмечен как в России, так и в Республике Коми. Прирост среднемесячной начисленной заработной платы в реальном выражении составил менее 1% и в Республике Коми, и в стране в целом. Уровень инфляции на потребительском рынке в Республике Коми сложился ниже, чем в России, индекс цен производителей промышленных товаров - выше.

От общей экономической ситуации зависит, прежде всего, развитие рынка труда, поэтому закономерно, что в 2015 - 2016 годах происходило нарастание напряженности на рынке труда. Структура рабочей силы изменилась в сторону снижения доли занятого населения. В 2016 году численность занятого населения снизилась на 4% и составила 425,5 тысячи человек. Уровень занятости составил 64,6% против 66,2% в 2015 году.

В 2016 году общая численность безработных граждан (лиц, занимающихся поиском работы и готовых приступить к ней в течение обследуемой недели) составила 40,4 тысячи человек, что на 22% больше, чем в предыдущем году. Уровень безработицы увеличился до 8,7%, минимальное значение показателя отмечалось в 2014 году (6,0%). В течение всего рассматриваемого периода в Республике Коми уровень общей безработицы был выше, чем в среднем по стране (5,5%) и СЗФО (4,6%).

Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, существенно превышает численность безработных граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости населения (далее - органы службы занятости). Это обусловлено разницей в методологии, а также тем, что значительная часть безработных граждан предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в органы службы занятости. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в 2016 году относительно предыдущего года выросла на 5% и составила 8,1 тысячи человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2016 года соответствовал 1,7%, против 1,6% годом ранее. Минимальное значение показателя в анализируемом периоде отмечалось по итогам 2014 года - 1,3%. Несмотря на ухудшение ситуации, показатели были лучше, чем пятью годами ранее, когда численность зарегистрированных безработных граждан составляла 10,7 тысячи человек, а уровень безработицы - 2,2%.

В 2015 - 2016 годах осложнило ситуацию на рынке труда сокращение спроса на рабочую силу. В 2012 - 2014 годах заявленная на конец года потребность организаций в работниках (от 10 до 12 тысяч человек) превышала численность незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы. В 2015 году ситуация изменилась: число заявленных вакансий сократилось, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию увеличилась относительно предыдущего года более чем на 70% и составила 1,2 человека. По итогам 2016 года, несмотря на рост числа заявленных вакансий, показатель нагрузки не изменился.

Правительством Российской Федерации пристальное внимание уделяется вопросам улучшения положения людей с инвалидностью: доступное образование, в том числе профессиональное, содействие им в трудоустройстве, совершенствование форм социальной поддержки, повышение качества технических средств реабилитации, изменение системы медико-социальной экспертизы, формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью, устранение физических барьеров.

Неизбежно сталкивается с проблемой трудоустройства и занятости большое количество инвалидов как в стране, так и в Республике Коми. Проблема трудоустройства инвалидов является крайне актуальной ввиду того, что очень часто под разными предлогами инвалидов ограничивают в правах. В некоторых организациях возможно трудоустройство инвалидов только после оборудования специальных рабочих мест.

Процесс трудоустройства инвалидов является наиболее сложным и требует комплексного подхода. Даже при наличии вакансий и квотирования рабочих мест трудоустройство инвалидов затруднено, так как предоставляемые рабочие места не учитывают индивидуальные особенности ограничений жизнедеятельности.

Если для основной части инвалидов, преимущественно 3 группы, нет необходимости в создании дополнительных преференций при трудоустройстве, и они с успехом конкурируют на инклюзивном рынке труда, то для других категорий инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности, необходима реализация специальных мер поддержки для выхода на инклюзивный рынок труда.

По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, на 1 января 2017 года численность людей с инвалидностью в Республике Коми составляет 67,9 тысячи человек (8,3% от общей численности населения Республики Коми), из них 3,2 тысячи - дети-инвалиды. Общее количество инвалидов трудоспособного возраста в Республике Коми составляет 23,6 тысячи человек, из них 5,6 тысячи человек трудоустроены.

Трудоустройство инвалидов - одна из основных задач органов службы занятости. Услуги по содействию инвалидам в поиске подходящей работы органами службы занятости оказываются в рамках действующего законодательства в соответствии с рекомендациями в ИПРА инвалида по профессиональной реабилитации или абилитации, разработанными специалистами медико-социальной экспертизы. Вместе с тем некоторые инвалиды трудоспособного возраста не способны в связи с ограничениями жизнедеятельности самостоятельно решать задачи по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах. Эта категория граждан нуждается в индивидуальной помощи.

Ежегодно при содействии органов службы занятости находят работу порядка 43% от числа инвалидов, обратившихся в целях поиска работы. Создание условий для реализации инвалидами права на труд осуществляется органами службы занятости, в том числе путем организации мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Коми.

Для организации работодателями специализированных рабочих мест для инвалидов требуются дополнительные меры по организации их труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, проведение иных мероприятий, и сопровождается дополнительными затратами.

Трудоустройство инвалидов в Республике Коми на условиях софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми осуществлялось в рамках Подпрограммы 2 "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" (далее - Подпрограмма 2) Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 421 (далее - Государственная программа Республики Коми).

Так, за 2013 - 2015 годы в рамках реализации Подпрограммы 2 в Республике Коми было оборудовано (оснащено) 289 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Объем финансирования Подпрограммы 2 за указанный период составил 21,4 млн. рублей, из них 19,2 млн. рублей - средства субсидий из федерального бюджета. Финансовые средства были освоены в полном объеме.

В 2016 году в рамках реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми, были заключены договоры с 20 предприятиями и организациями Республики Коми на предоставление субсидий, связанных с трудоустройством граждан с инвалидностью, включая создание инфраструктуры, адаптацию и наставничество. Количество участников данного мероприятия Государственной программы Республики Коми составило 37 человек, из них 25 инвалидов I и II групп и 12 наставников. Финансовые средства в объеме 1750 тыс. рублей из федерального бюджета и 750,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Коми были освоены в полном объеме.

Ежегодно в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы обращаются порядка 1,6 тысячи трудоспособных инвалидов, что составляет 3% от общего количества граждан, обратившихся в органы службы занятости Республики Коми.

В 2016 году в органы службы занятости обратились за содействием в поиске подходящей работы 1516 человек, относящихся к категории инвалидов, из которых 940 (62%) - инвалиды молодого возраста. Из обратившихся инвалидов молодого возраста 139 человек имеют высшее образование, 360 человек - среднее профессиональное образование, 408 человек - среднее общее и основное общее образование, 33 человека - не имеют основного общего образования. За 2016 год были трудоустроены 669 инвалидов, в том числе 333 инвалида в возрасте от 18 до 44 лет.

Также в 2016 году органами службы занятости на профессиональное обучение направлен 61 безработный гражданин, относящийся к категории "инвалид молодого возраста", из них 41 человек - на профессиональное обучение по программам переподготовки (массажист, оператор электронно-вычислительных машин, охранник, парикмахер, пекарь, плотник, повар, портной) и 20 человек по программам повышения квалификации (бухгалтер, закройщик, инженер по охране труда, инспектор по кадрам, специалист). Трудоустроено из числа завершивших профессиональное обучение 25 инвалидов молодого возраста (41%), при этом в течение 3 месяцев после завершения профессионального обучения по программам переподготовки трудоустроено 20 человек (48,8% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам переподготовки), по программам повышения квалификации - 3 человека (15% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам повышения квалификации) в течение шести месяцев и еще 2 человека (10% от количества инвалидов молодого возраста, направленных на профессиональное обучение по программам повышения квалификации) по прошествии шести месяцев и более.

Органами службы занятости совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми ежегодно проводится мониторинг состояния и прогноза трудоустройства выпускников-инвалидов, формируется банк данных инвалидов, заканчивающих профессиональные образовательные организации, с целью оказания им содействия в дальнейшем трудоустройстве. Специалистами органов службы занятости проводятся встречи с данными выпускниками, на которых их информируют о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, таких как временная занятость граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустройство на квотируемые и резервируемые рабочие места, а также участие в оплачиваемых общественных работах. Выпускникам образовательных организаций представляется информация о ситуации на рынке труда, наличии вакантных рабочих мест, в том числе по получаемым ими профессиям.

За 2014 - 2016 годы численность выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Республики Коми составила 227 человек, из них были трудоустроены 136 человек (60%), продолжили обучение 39 человек (17%), не трудоустроены 52 человека (23%).

По состоянию на 1 января 2017 года в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Коми проходят обучение 124 инвалида, из них завершают обучение в 2017 году 38 человек, в 2018 году - 40 человек, в 2019 году - 46 человек.

В целях ускорения профессиональной адаптации принимаемых работников из числа инвалидов и обеспечения стабильной занятости Программой предусматривается организация сопровождаемого содействия их занятости. Под сопровождаемым содействием занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи нуждающимся в дополнительных мерах содействия принимаемым и принятым на работу гражданам из числа инвалидов при формировании и освоении доступного для них маршрута передвижения до места работы и на территории организации-работодателя, оснащении (оборудовании) специального рабочего места, освоении профессиональных знаний, умений и трудовых действий. Решение об осуществлении сопровождаемого содействия занятости инвалида принимается органом службы занятости после оформления его заявления с учетом информации, содержащейся в ИПРА об имеющихся у инвалида ограничениях жизнедеятельности, а также о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности.

Меры правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении 1 к Программе.