ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2017 года N 155-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"


Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу Кабардино-Балкарской Республики "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - региональная программа).

2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства на реализацию мероприятий региональной программы при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы.

3. Установить, что объемы финансирования мероприятий указанной региональной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из прогноза доходной части республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 31 августа 2017 года N 155-ПП

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

ПАСПОРТ региональной программы

Наименование региональной программы

"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике"

Координатор региональной программы

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

Исполнители региональной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору

Цели региональной программы

определение приоритетных направлений социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - отходы);
предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия на территории Кабардино-Балкарской Республики;
совершенствование системы обращения с отходами;
привлечение инвестиций в развитие отрасли по обращению с отходами;
максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот

Задачи региональной программы

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами;
организация эффективной системы управления отходами;
создание и развитие системы обращения с отходами на основе селективного сбора, предусматривающей размещение межмуниципальных зональных центров, подготовку квалифицированных кадров для работы в отрасли;
организация селективного сбора твердых коммунальных и ртутьсодержащих отходов в местах их образования;
материально-техническое обеспечение сбора и вывоза отходов;
ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов, рекультивация муниципальных свалок;
повышение контроля за соблюдением правил сбора, транспортировки, размещения отходов, осуществление государственного экологического мониторинга;
совершенствование системы экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения

Целевые индикаторы и показатели региональной программы

создание и развитие системы обращения с отходами на основе селективного сбора:
количество построенных межмуниципальных зональных центров для которых проведены изыскательские работы, проектирование и экспертиза для строительства;
количество построенных мусороперегрузочных станций с элементами сортировки, для которых проведены изыскательские работы, проектирование и экспертиза для строительства;
количество построенных площадок временного накопления ТКО, для которых проведены изыскательские работы;
количество построенных объектов размещения отходов, для которых проведены изыскательские работы, проектирование и экспертиза для строительства;
количество построенных объектов по утилизации отходов, для которых проведены изыскательские работы, проектирование;
количество приобретенных модулей для селективного сбора отходов;
количество приобретенных контейнеров несортированных отходов;
количество приобретенных контейнеров для сбора опасных (ртутьсодержащих) отходов;
количество приобретенного специализированного транспорта, отвечающего экологическим требованиям;
количество приобретенного специализированного транспорта для транспортировки КГО;
количество установленных установок по механическому дроблению и утилизации крупногабаритных отходов на территориях площадок временного накопления ТКО и мусороперегрузочных станций с элементами сортировки;
охват населенных пунктов системой сбора и удаления отходов к их общему количеству;
количество утилизированных ТКО;
количество захороненных ТКО;
увеличение количества рабочих мест;
предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий;
количество ликвидированных несанкционированных мест размещения ТКО с последующей их реконструкцией;
совершенствование системы экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения;
количество населенных пунктов, информированных о системе обращения с ТКО посредством СМИ и раздаточного материала

Этапы и сроки реализации региональной программы

срок реализации региональной программы - 2017 - 2026 годы, региональная программа реализуется в два этапа:
I этап 2017 - 2020 годы:
охват всех населенных пунктов республики системой селективного сбора отходов;
начало проведения изыскательских работ, проектирования и строительства объектов по сортировке, размещению и утилизации отходов, в том числе и вторичного сырья;
II этап 2021 - 2026 годы:
полная ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории республики;
корректировка программных мероприятий с учетом реализации I этапа региональной программы

Объемы бюджетных ассигнований региональной программы

объем ресурсного обеспечения реализации региональной программы за счет всех источников финансирования составляет 2866935,0 тыс. рублей, в том числе:
средства из федерального бюджета - 761800,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2017 - 2020 годах - не предусмотрены;
в 2021 г. - 253040,0 тыс. рублей;
в 2022 г. - 103040,0 тыс. рублей;
в 2023 г. - 103040,0 тыс. рублей;
в 2024 г. - 103040,0 тыс. рублей;
в 2025 г. - 103040,0 тыс. рублей;
в 2026 г. - 96600,0 тыс. рублей,
из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 119425,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2017 - 2020 годах - не предусмотрены;
в 2021 году - 37660,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 24660,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 12660,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 20735,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 11660,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 12050,0 тыс. рублей,
средства из внебюджетных источников - 1985710,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2017 году - не предусмотрены;
в 2018 году - 188700,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 312200,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 649700,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 421300,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 126680,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 82300,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 83047,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 81783,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 40000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

повышение эффективности и значимости природоохранной политики, проводимой Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
приведение деятельности по обращению с отходами в соответствие с действующим законодательством;
соответствие мероприятий по развитию системы обращения с отходами Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике;
вовлечение в хозяйственный оборот рекультивированных и восстановленных земель;
обеспечение санитарно-гигиенического и экологического благополучия на территории республики (полная ликвидация мест несанкционированного размещения отходов;
внедрение системы селективного сбора в местах их образования, увеличение доли ТКО, использованных в качестве вторичного сырья);
увеличение количества дополнительных рабочих мест;
повышение качества жизни населения;
поддержание статуса Кабардино-Балкарской Республики как эколого-рекреационного региона мирового уровня


 I. Характеристика состояния сферы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, основные проблемы и прогноз ее развития


Региональная программа "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - региональная программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Кабардино-Балкарская Республика традиционно является аграрно-туристическим регионом, благодаря чему промышленное воздействие на экологию не является таким значительным, как проблемы обращения с отходами.

Твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образовавшиеся в результате потребления продукции физическими лицами, а также готовые товары (продукция), использованные населением для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

Современная ситуация характеризуется ростом объектов образования ТКО и усложнением их состава. Недостаточно развитая система селективного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла, резины, металла и др.) способствует захоронению на полигонах ТКО и свалках данных компонентов, являющихся богатым источником вторичных ресурсов. Решение обозначенной проблемы является остроактуальной, поскольку будет способствовать обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистке территории населенных пунктов, охране окружающей среды и ресурсосбережению. Это, в свою очередь, соответствует одному из приоритетов стратегического развития Кабардино-Балкарской Республики, направленного на повышение уровня и качества жизни населения. Для интенсивного социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики необходимо обеспечить построение эффективной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО.


1. Количество образующихся отходов


Санитарное состояние многих населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время вызывает опасение загрязнения окружающей среды. Отходы производства и потребления продукции представляют собой серьезную экологическую, экономическую и социальную проблему. Действующая система обращения с отходами была сформирована еще в советское время и не соответствует современным реалиям. В населенных пунктах страны до сих пор широко применяется унитарный сбор ТКО без разделения по компонентам, практически весь объем ТКО вывозится на полигоны, многие из которых не отвечают санитарным требованиям, имеются многочисленные нелегальные свалки, существенно ухудшающие санитарное состояние территорий. Почти во всех крупных городах Российской Федерации уже внедрен селективный сбор, часть отходов перерабатывается, однако применяемые методы переработки отходов устарели, а использование вторичных ресурсов не организовано. Что касается малых населенных пунктов Российской Федерации, как правило, они не принимаются во внимание, и система селективного сбора отходов в них не применяется, что является в корне неверным.

Современная ситуация характеризуется следующими факторами: объемы ТКО непрерывно возрастают, ухудшая санитарное состояние территорий, состав ТКО заметно усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, увеличиваются затраты на обращение с отходами. Существует серьезная проблема с утилизацией электробытовых приборов, электронной и компьютерной техники, электрических батареек, аккумуляторов, ртутьсодержащих отходов, автомобилей и их деталей. Но постепенно положение меняется: усиливается осознание обществом недопустимости сохранения существующей системы, ее бесперспективность и губительность для дальнейшего развития страны. Это обстоятельство дает возможность перехода к альтернативной системе организации санитарной очистки в населенных пунктах страны - комплексной системе обращения с твердыми отходами, реализация которой предусматривает улучшение экологического состояния территории, развитие экономики путем использования вторичных ресурсов, улучшение здоровья населения и создание дополнительных рабочих мест в сфере обращения с отходами.


2. Данные о ежегодном образовании твердых коммунальных отходов


Проблема утилизации ТКО является актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки территорий, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

ТКО, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, представляют собой гетерогенную смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса, пищевые отходы, камни, кости, кожа, резина, дерево, уличный смет и пр.).

Ежегодно каждый городской житель в нашей стране производит 200 - 400 кг ТКО, образующих городской мусор. Промедление с его удалением и ликвидацией недопустимо, так как может привести к глобальным эпидемиям (холера, чума и др.) и к серьезному загрязнению территории.


Методика расчета объема и массы ТКО


В качестве источников образования ТКО рассматриваются территориально обособленные объекты - населенные пункты. Фактический норматив накопления ТКО от жилого фонда - 2,90 м(3) на человека в год. <*> Расчетная плотность ТКО - 150 кг/м(3) на человека в год <*>.

Расчет объемов и массы отходов, образуемых в среднем в год, производится по формуле:

Vтко = n * 2,90, где n - число жителей конкретного населенного пункта;

Mтко = Vтко * 0,15.

Объемы и масса образования ТКО на территории республики в 2016 году указаны в таблице 1.

Таблица 1

Наименование городского округа, муниципального района и поселений, входящих в состав муниципального района

Население
(человек)

Объем
(куб. м)

Масса
(тонн)

1

2

3

4

Кабардино-Балкарская Республика

860709

2496056,10

374408,4150

Городской округ - Нальчик:

264812

767954,80

115193,2200

г. Нальчик

238987

693062,30

103959,3450

Городской округ - Баксан:

57876

167840,40

25176,0600

г. Баксан

37527

108828,30

16324,2450

Городской округ - Прохладный:

58182

168727,80

25309,1700

г. Прохладный

58182

168727,80

25309,1700

Баксанский муниципальный район:

62269

180580,10

27087,0150

Сельское поселение Баксаненок

7367

21364,30

3204,6450

Сельское поселение Верхний Куркужин

3092

8966,80

1345,0200

Сельское поселение Жанхотеко

1303

3778,70

566,8050

Сельское поселение Заюково

11528

33431,20

5014,6800

Сельское поселение Кишпек

4764

13815,60

2072,3400

Сельское поселение Кременчуг-Константиновское

1486

4309,40

646,4100

Сельское поселение Куба-Таба

3020

8758,00

1313,7000

Сельское поселение Куба

5126

14865,40

2229,8100

Сельское поселение Атажукино

5761

16706,90

2506,0350

Сельское поселение Исламей

11625

33712,50

5056,8750

Сельское поселение Нижний Куркужин

3688

10695,20

1604,2800

Сельское поселение Псыхурей

2442

7081,80

1062,2700

Сельское поселение Псычох

1067

3094,30

464,1450

Зольский муниципальный район:

49427

143338,30

21500,7450

городское поселение Залукокоаже:

9949

28852,10

4327,8150

Сельское поселение Белокаменское

618

1792,20

268,8300

Сельское поселение Залукодес

1915

5553,50

833,0250

Сельское поселение Зольское

1447

4196,30

629,4450

Сельское поселение Каменномостское

5767

16724,30

2508,6450

Сельское поселение Камлюково

2261

6556,90

983,5350

Сельское поселение Кичмалка

1535

4451,50

667,7250

Сельское поселение Малка

6853

19873,70

2981,0550

Сельское поселение Приречное

1144

3317,60

497,6400

Сельское поселение Псынадаха

2908

8433,20

1264,9800

Сельское поселение Сармаково

8112

23524,80

3528,7200

Сельское поселение Светловодское

2006

5817,40

872,6100

Сельское поселение Совхозное

696

2018,40

302,7600

Сельское поселение Хабаз

1681

4874,90

731,2350

Сельское поселение Шордаково

1698

4924,20

738,6300

Сельское поселение Этоко

837

2427,30

364,0950

Лескенский муниципальный район:

28745

83360,50

12504,0750

Сельское поселение Анзорей

6776

19650,40

2947,5600

Сельское поселение Аргудан

8659

25111,10

3766,6650

Сельское поселение Верхний Лескен

152

440,80

66,1200

Сельское поселение Второй Лескен

2310

6699,00

1004,8500

Сельское поселение Ерокко

808

2343,20

351,4800

Сельское поселение Озрек

1453

4213,70

632,0550

Сельское поселение Хатуей

3668

10637,20

1595,5800

Сельское поселение Ташлы-Тала

643

1864,70

279,7050

Сельское поселение Урух

4276

12400,40

1860,0600

Майский муниципальный район:

38518

111702,20

16755,3300

городское поселение Майский:

27339

79283,10

11892,4650

г. Майский

26683

77380,70

11607,1050

в т.ч. сельские территории

656

1902,40

285,3600

Сельское поселение станица Александровская

3715

10773,50

1616,0250

Сельское поселение станица Котляревская

3386

9819,40

1472,9100

Сельское поселение Ново-Ивановское

3072

8908,80

1336,3200

Сельское поселение Октябрьское

1006

2917,40

437,6100

Прохладненский муниципальный район:

45205

131094,50

19664,1750

Сельское поселение Алтуд

5432

15752,80

2362,9200

Сельское поселение станица Екатериноградская

3485

10106,50

1515,9750

Сельское поселение Заречное

1242

3601,80

540,2700

Сельское поселение Красносельское

2161

6266,90

940,0350

Сельское поселение Дальнее

1067

3094,30

464,1450

Сельское поселение Карагач

5904

17121,60

2568,2400

Сельское поселение Малакановское

455

1319,50

197,9250

Сельское поселение Ново-Полтавское

1155

3349,50

502,4250

Сельское поселение Благовещенка

1870

5423,00

813,4500

Сельское поселение станица Приближная

1725

5002,50

750,3750

Сельское поселение Прималкинское

6329

18354,10

2753,1150

Сельское поселение Пролетарское

2422

7023,80

1053,5700

Сельское поселение Псыншоко

694

2012,60

301,8900

Сельское поселение Советское

380

1102,00

165,3000

Сельское поселение станица Солдатская

5058

14668,20

2200,2300

Сельское поселение Ульяновское

1392

4036,80

605,5200

Сельское поселение Учебное

2008

5823,20

873,4800

Сельское поселение Черниговское

933

2705,70

405,8550

Сельское поселение Янтарное

1493

4329,70

649,4550

Черекский муниципальный район:

27438

79570,20

11935,5300

городское поселение Кашхатау:

5326

15445,40

2316,8100

Сельское поселение Аушигер

4904

14221,60

2133,2400

Сельское поселение Бабугент

3543

10274,70

1541,2050

Сельское поселение Безенги

1028

2981,20

447,1800

Сельское поселение Верхняя Балкария

4246

12313,40

1847,0100

Сельское поселение Верхняя Жемтала

1622

4703,80

705,5700

Сельское поселение Герпегеж

1261

3656,90

548,5350

Сельское поселение Жемтала

3302

9575,80

1436,3700

Сельское поселение Зарагиж

1687

4892,30

733,8450

Сельское поселение Карасу

519

1505,10

225,7650

Терский муниципальный район:

50806

147337,40

22100,6100

городское поселение Терек:

19442

56381,80

8457,2700

Сельское поселение Арик

2825

8192,50

1228,8750

Сельское поселение Белоглинское

416

1206,40

180,9600

Сельское поселение Верхний Акбаш

3096

8978,40

1346,7600

Сельское поселение Верхний Курп

1494

4332,60

649,8900

Сельское поселение Дейское

4672

13548,80

2032,3200

Сельское поселение Джулат

268

777,20

116,5800

Сельское поселение Интернациональное

371

1075,90

161,3850

Сельское поселение Красноармейское

2588

7505,20

1125,7800

Сельское поселение Инаркой

1469

4260,10

639,0150

Сельское поселение Нижний Курп

1292

3746,80

562,0200

Сельское поселение Новая Балкария

1113

3227,70

484,1550

Сельское поселение Ново-Хамидие

702

2035,80

305,3700

Сельское поселение Плановское

3447

9996,30

1499,4450

Сельское поселение Тамбовское

1854

5376,60

806,4900

Сельское поселение Терекское

2009

5826,10

873,9150

Сельское поселение Урожайное

1999

5797,10

869,5650

Сельское поселение Хамидие

1749

5072,10

760,8150

Урванский муниципальный район:

72579

210479,10

31571,8650

городское поселение Нарткала

30476

88380,40

13257,0600

Сельское поселение Герменчик

4066

11791,40

1768,7100

Сельское поселение Кахун

7574

21964,60

3294,6900

Сельское поселение Морзох

1223

3546,70

532,0050

Сельское поселение Нижний Черек

3154

9146,60

1371,9900

Сельское поселение Псыгансу

6635

19241,50

2886,2250

Сельское поселение Псыкод

1671

4845,90

726,8850

Сельское поселение Псынабо

1627

4718,30

707,7450

Сельское поселение Старый Черек

6593

19119,70

2867,9550

Сельское поселение Урвань

5631

16329,90

2449,4850

Сельское поселение Черная Речка

2706

7847,40

1177,1100

Сельское поселение Шитхала

1223

3546,70

532,0050

Чегемский муниципальный район:

68970

200013,00

30001,9500

городское поселение Чегем

17875

51837,50

7775,6250

Сельское поселение Верхне-Чегемское

1131

3279,90

491,9850

Сельское поселение поселок Звездный

1470

4263,00

639,4500

Сельское поселение Лечинкай

4230

12267,00

1840,0500

Сельское поселение Нартан

13122

38053,80

5708,0700

Сельское поселение Нижний Чегем

2018

5852,20

877,8300

Сельское поселение Хушто-Сырт

864

2505,60

375,8400

Сельское поселение Чегем-Второй

11338

32880,20

4932,0300

Сельское поселение Шалушка

11016

31946,40

4791,9600

Сельское поселение Яникой

5906

17127,40

2569,1100

Эльбрусский муниципальный район:

35882

104057,80

15608,6700

городское поселение Тырныауз

20544

59577,60

8936,6400

Сельское поселение Бедык

457

1325,30

198,7950

Сельское поселение Былым

2069

6000,10

900,0150

Сельское поселение Верхний Баксан

472

1368,80

205,3200

Сельское поселение Кенделен

6382

18507,80

2776,1700

Сельское поселение Лашкута

766

2221,40

333,2100

Сельское поселение Эльбрус

5192

15056,80

2258,52

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»