Недействующий

 
ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2017 года N 124-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕЗИДИУМА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 07.09.2015 N 87-П

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 24.10.2019 N 156-п.
____________________________________________________________________


Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

Внести в Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года, утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 07.09.2015 N 87-п (с последующими изменениями), изменение, изложив его в следующей редакции:

"ПРОГНОЗ социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года


 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Хакасия


Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - основной показатель, характеризующий развитие экономики республики, в 2014 году составил 158,4 млрд рублей, в 2015 году - 171,7 млрд рублей. Индекс физического объема в сопоставимых ценах к 2013 году составил 101,9%, к 2014 году - 98,5%. Существенное отрицательное влияние на формирование ВРП в 2015 году оказали такие виды экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Строительство", "Оптовая и розничная торговля".

В 2015 году по сравнению с 2014 годом ВРП на душу населения увеличился на 8,1% и сложился в сумме 320,1 тыс. рублей (2014 год - 296,1 тыс. рублей).

Динамика промышленного производства в 2014, 2015 годы носила отрицательный характер. Индекс промышленного производства за 2014 год снизился до 95,2%, за 2015 год - до 98,0%. Основное влияние на снижение промышленного производства в 2015 году оказала деятельность предприятий обрабатывающей сферы деятельности.

Снижение объемов в обрабатывающих производствах в 2015 году произошло в результате замедления притока инвестиций в основной капитал на техническое перевооружение и модернизацию производства. Возросло влияние на ограничение роста производства таких факторов, как недостаток квалифицированных рабочих кадров, изношенность и отсутствие современного оборудования. Высокие темпы роста цен в обрабатывающей промышленности оказали влияние на снижение потребительского спроса на выпускаемую продукцию (в производстве пищевых продуктов, изделий из дерева, производстве материалов и машиностроении). Наибольший спад наблюдается в легкой промышленности, которая не выдерживает конкуренции с импортом, товары, выпускаемые легкой промышленностью, уступают по качеству продукции стран Европы и КНР.

Кроме того, снижению промышленного производства в 2015 году способствовала сложившаяся ситуация на рынке сбыта готовой продукции - значительное снижение цен на закупку выпускаемого предприятиями металлургической отрасли железорудного концентрата, а также ужесточение введенных санкций США и странами ЕС в отношении Российской Федерации.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014 год составил 12776,7 млн рублей, или 102,4% к уровню 2013 года, за 2015 год - 14060,1 млн рублей, или 93,4% к уровню 2014 года. Снижение показателей отрасли в 2015 году произошло под влиянием уменьшения объемов валового сбора всех видов продукции растениеводства вследствие значительного сокращения посевных площадей из-за массовых пожаров 12 апреля 2015 года, а также в результате падения уровня производства животноводческой продукции в сельскохозяйственных организациях.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2014 году увеличился на 24,7% по сравнению с 2013 годом, при этом урожайность с 1 га убранной площади - на 20,5%, в 2015 году сократился на 29% (урожайность снизилась на 15%).

В сфере животноводства в 2014 и 2015 годы наблюдался рост поголовья крупного рогатого скота.

С целью содействия развитию сельских территорий, повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса республики реализуются основные мероприятия, определенные государственной программой Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781.

На развитие экономики и социальной сферы Республики Хакасия организациями всех форм собственности в 2014 году за счет всех источников финансирования было использовано 39585,3 млн рублей инвестиций в основной капитал, или 123,1% к уровню 2013 года. В 2015 году инвестиций было вложено на 29,2% меньше, что обусловлено завершением ряда крупных инвестиционных проектов в 2014 году: строительство нового энергоблока филиалом "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК 13)" и реализация ряда проектов ПАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего", ОАО "РУСАЛ Саяногорск".

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2014 году сократился до 83,6% к 2013 году в сопоставимых ценах. При этом в 2015 году по данному виду деятельности зафиксирован рост на 14,2% относительно уровня 2014 года.

По состоянию на 01 января 2016 года введено в эксплуатацию 301,3 тыс. м(2) общей площади жилья, что составило 115,0% к 2014 году, в том числе введено в эксплуатацию 58,5 тыс. м(2) жилья, построенного взамен утраченного после чрезвычайной ситуации, произошедшей в республике 12 апреля 2015 года.

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 65891,3 млн рублей и увеличился относительно 2013 года в сопоставимых ценах на 0,7%, на душу населения пришлось 123175,1 рубля. В 2015 году зафиксирован спад оборота на 2,0%. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям.

Аналогичная ситуация сложилась в платных услугах населению. Если в 2014 году по сравнению с 2013 годом их объем вырос в сопоставимых ценах на 1,2%, то в 2015 году сложился на 2,3% ниже уровня 2014 года. Спад объема платных услуг наблюдался практически по всем видам, за исключением услуг связи, учреждений культуры, медицинских и ветеринарных услуг.

В 2014, 2015 годы зафиксирован рост денежных доходов и расходов населения Хакасии. Реальные денежные доходы в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросли на 0,5%, после снижения в 2014 году к уровню 2013 года на 3,7%.

Наблюдался рост номинальной начисленной заработной платы работников республики, но при этом если темпы ее роста в 2014 году опередили уровень инфляции и реальная заработная плата увеличилась на 4,2%, то в 2015 году сложилась обратная ситуация и в результате реальная заработная плата сократилась на 8,8%.

Важным социальным нормативом уровня жизни населения республики является величина прожиточного минимума. Прожиточный минимума в среднем за 2014 год увеличился на 11,9%, за 2015 год - на 14,6%.

Недостаточные темпы роста денежных доходов населения при одновременном росте величины прожиточного минимума привели к увеличению уровня бедности населения республики в 2014 году до 17,5%, в 2015 году - до 17,7%.

Демографическая ситуация последних лет в Республике Хакасия характеризовалась сохранением положительных тенденций в динамике процессов естественного движения населения и миграции.

На республиканском рынке труда в 2014, 2015 годы наблюдалось снижение численности занятых в экономике (2014 год - до 226,6 тыс. человек, 2015 год - до 222 тыс. человек).

Уровень общей безработицы (рассчитанной по методологии МОТ) в 2014 году увеличился до 16,1% относительно 2013 года, то в 2015 году снизился до 15,3% относительно 2014 года.

Социально-экономическое развитие Республики Хакасия за 2016 год характеризовалось разнонаправленными тенденциями.

В 2016 году объем произведенного ВРП Хакасии, по оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия, составил 180,5 млрд рублей, или 100,7% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. В формировании ВРП республики 42% принадлежит промышленному производству, которое в течение отчетного года демонстрировало стабильное развитие.

Индекс промышленного производства вырос в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 11,4%. Положительная динамика зафиксирована во всех основных видах экономической деятельности промышленного сектора (ОКВЭД-2: B, C, D, E). Драйвером роста стало "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" с увеличением производства на 24,0%.

В отрасли сельского хозяйства республики в 2016 году отмечены положительные результаты после снижения, зафиксированного в 2015 году (индекс производства продукции сельского хозяйства - 93,4%). Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий вырос в сопоставимых ценах на 1,5% к уровню 2015 года. Производство растениеводческой продукции (110% к 2015 году) обеспечило основной положительный вклад в рост производства сельского хозяйства. Благоприятные погодные условия летом 2016 года способствовали росту валового сбора и урожайности основных сельскохозяйственных культур.

Индекс производства животноводческой продукции снизился до 98,1% к уровню 2015 года. В первую очередь это обусловлено отрицательной динамикой, сложившейся в сельскохозяйственных организациях, где объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) сократился на 27,4%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения производство мяса и птицы увеличилось на 2,3%.

Объем работ, выполненный по виду экономической деятельности "Строительство", за счет всех источников финансирования по итогам 2016 года сократился на 12,9% и составил 9950,8 млн рублей.

По состоянию на 01 января 2017 года введено в эксплуатацию 191,6 тыс. м(2) общей площади жилья, что ниже на 36,4% по сравнению с к аналогичным периодом 2015 года. Снижение произошло на фоне значительного прироста введенного жилья в 2015 году (301,3 тыс. м(2), или 115,0%), который сложился в результате строительства населению жилья, утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в республике 12 апреля 2015 года.

За отчетный год населением за счет собственных и заемных средств построено 59,9 тыс. м(2), или 31,2% индивидуального жилья от общего объема введенного жилья.

Динамика инвестиций в основной капитал республики осталась в области отрицательных значений, и по итогам 2016 года глубина падения составила 20,9%.

Существенным фактором снижения инвестиционных процессов является ограничение к доступу источников финансирования (в условия международных санкций). Удорожание кредитных ресурсов (высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков, ужесточение требований предъявляемых к заемщикам) также повлияло на снижение объемов привлеченных средств. Значительное сокращение объемов инвестиций отмечено в деятельности по операциям с недвижимым имуществом (на 66,9%) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (на 55,4%), строительстве (на 33,6%).

Оборот розничной торговли составил 74645,0 млн рублей, снизившись в сопоставимых ценах к 2015 году на 5,2%, на душу населения пришлось 138952,0 рубля.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году (декабрь к декабрю 2015 года) составил 104,4% против 110,3% в 2015 году. Снижение ИПЦ в большей мере обеспечено за счет существенного замедления роста цен на продовольственные товары (со 111,7% в 2015 году до 104,5% в 2016 году).

В 2016 году населению Хакасии оказано платных услуг на общую сумму 16,7 млрд рублей, что составило 99,5% от объема услуг в 2016 году.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по итогам 2016 года составила 32514,8 рубля и возросла на 8,6% к 2015 году. Реальная заработная плата увеличилась на 2,7%.

В 2016 году наблюдался незначительный рост денежных доходов населения Хакасии, в результате реальные денежные доходы снизились на 2,5%.

Замедление темпов роста инфляции и величины прожиточного минимума, с одной стороны, и увеличение денежных доходов населения с другой способствовали снижению уровня бедности населения республики до 17,4% в 2016 году (2015 год - 17,7%).

По итогам обследования населения по проблемам занятости на республиканском рынке труда отмечены снижение числа занятых в экономике и рост числа безработных, определенных по методологии МОТ.

При этом реализация мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Республики Хакасия "Содействие занятости населения Республики Хакасия (2016 - 2018 годы)" способствовала сокращению численности официально зарегистрированных безработных с 5,5 тыс. человек на 01 января 2016 года до 4,7 тыс. человек на 01 января 2017 года. Уровень регистрируемой безработицы сложился в размере 1,8% от экономически активного населения.

В 2016 году население республики увеличилось на 0,9 тыс. человек, в том числе за счет естественного прироста - на 0,7 тыс. человек, миграционного - на 0,2 тыс. человек.

В целях повышения рождаемости в республике реализуются мероприятия как федерального уровня, так и регионального, включающие предоставление:

бесплатных земельных участков многодетным семьям;

бесплатных земельных участков молодым семьям и молодым специалистам в возрасте 18 - 35 лет;

социальных выплат на оплату первоначального взноса при приобретении физическими лицами жилых помещений на территории Республики Хакасия за счет привлечения ипотечных кредитов (займов) в размере 10% от расчетной стоимости приобретаемого жилья;

материнского (семейного) капитала в рамках социальной поддержки многодетных семей республики (Закон Республики Хакасия от 08.07.2011 N 64-ЗРХ).


Основные проблемы и риски развития на долгосрочный период


Прогнозный период до 2030 года характеризуется сохранением неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики. Между тем продолжится реализация стратегических целей, обозначенных в документах стратегического планирования Республики Хакасия на долгосрочную перспективу, предполагающих улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, повышения уровня жизни на основе стабилизации и роста производства основных отраслей экономики, обеспечения нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости.

Возможные риски и основные проблемные вопросы региона, сдерживающие его социально-экономическое развитие:

ухудшение внешнеэкономических и внешнеполитических условий будет способствовать снижению инвестиционной активности, росту инфляции, росту себестоимости продукции;

ухудшение условий заимствования, рост тарифов естественных монополий, повышение цен на основные виды топлива и электроэнергии, повышение цен на основное сырье и материалы, повышение цен на перевозку и страхование грузов транспортными и страховыми компаниями;

недостаток оборотных средств может привести к увеличению износа основных фондов на предприятиях основных секторов экономики;

продолжение действия санкций со стороны США и ЕС в среднесрочной перспективе окажет негативное влияние на экспорт продукции;

недостаток квалифицированных кадров, неблагоприятная демографическая ситуация, проблемы системы развития человеческого капитала, отсутствие на рынке труда востребованных специалистов среднего звена;

несбалансированность спроса и предложения на рынке труда;

низкий уровень жизни населения республики (особенно в сельской местности);

высокая зависимость экономики Республики Хакасия от нескольких видов экономической деятельности, преимущественно сконцентрированных в монопрофильных муниципальных образованиях, что влияет на устойчивость социально-экономического развития республики под воздействием негативных внешних и внутренних факторов.


Варианты долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года


Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года разработан на основе трех основных вариантов: консервативном, базовом и целевом.

Консервативный вариант (приложение 1). Данный вариант разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом сохранения и существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.

Среднегодовые темпы экономики республики оцениваются на уровне 0,9 - 1,7% в 2017 - 2030 годах. Наблюдается смещение сроков реализации проектов на более поздний срок.

Базовый вариант (приложение 2). Данный вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.

Развитие Республики Хакасия опирается на действующие организационно-экономические механизмы, происходит постепенная адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена преимущественно на экстенсивное развитие. Базовый сценарий может обеспечить Республике Хакасия небольшой, но стабильный экономический рост (прирост ВРП - 1,4 - 2,1% в год). Реализуются наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты.

Целевой вариант (приложение 3). Данный вариант основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

При этом приоритетной задачей среднесрочного и долгосрочного развития Республики Хакасия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития. Положительные изменения в экономике будут сопровождаться улучшением в социальной сфере, реализацией большинства приоритетных (долгосрочных) проектов и программных документов. Среднегодовые темпы экономики повысятся до 2,0 - 3,4%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»