Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации.
Мероприятия по формированию комфортной городской среды до 2019 года осуществлялись в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10). С 2019 года программные мероприятия осуществляются в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе национального проекта "Жилье и городская среда". Паспорт регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" утвержден 13 декабря 2018 года.
Главным принципом формирования комфортной городской среды является комплексный подход при создании эффективной системы благоустройства, в том числе за счет реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и муниципальных территорий общего пользования в населенных пунктах с численностью населения более 1 000 человек и обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) в городах с численностью до 250 000 человек.
Административно-территориальное устройство Республики Калмыкия на 1 января 2023 г. характеризуется наличием в составе 13 районных, 111 сельских, 2 городских муниципальных образований и Элистинского городского округа.
На территории республики имеется 3 города, 111 сельских поселений, 268 сельских населенных пунктов, из которых 27 насчитывают численность населения свыше 1 000 человек.
Природные условия, особенности административно-территориального деления, географическое и геополитическое положение в основном определили планировочную структуру территории республики, в которой можно выделить три планировочные зоны: западную (Городовиковский и Яшалтинский районы), центральную (Приютненский, Ики-Бурульский, Целинный, Кетченеровский, Сарпинский, Малодербетовский, Октябрьский районы, г. Элиста) и восточную (Юстинский, Яшкульский, Черноземельский и Лаганский районы). Эти зоны существенно различаются по структуре пространственной организации и характеру хозяйственной специализации.
Центральным элементом планировочной структуры и главным планировочным узлом Республики Калмыкия является городской округ Элиста. В столице проживает 37,1% жителей и 80,87% городского населения республики.
Заполнение пространственного каркаса республики характеризуется неравномерностью.
Западная зона отличается наиболее высокой плотностью сельского населения и сети населенных пунктов. В западной зоне расположен 1 город (Городовиковск) и 42 сельских населенных пункта, здесь проживает 12,4% населения республики и 7,87% всего городского населения.
В центральной зоне проживает большая часть населения республики, в том числе 80,97% городского и 56% сельского населения от общего количества соответствующих категорий. Здесь расположена столица республики и 141 сельский населенный пункт.
Восточная зона занимает самую большую территорию (45,17%), однако характеризуется самой низкой плотностью населения и сети населенных пунктов. В восточной зоне большую площадь занимают особо охраняемые природные территории. Здесь расположен 1 город (Лагань) и 81 сельский населенный пункт.
Уровень благоустройства определяет комфортность проживания граждан и является одной из проблем, требующих каждодневного внимания и эффективного решения, которое включает в себя комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению и устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В рамках программы планируется реализовать мероприятия, направленные на развитие современной городской среды в населенных пунктах Республики Калмыкия с численностью населения свыше 1000 человек.
До настоящего времени в указанных населенных пунктах отсутствовал системный подход при реализации мероприятий по благоустройству, основное внимание уделялось ремонту и содержанию улично-дорожной сети, уборке территорий. Практически не проводились работы по обустройству мест массового отдыха населения. Объекты центральных парков, скверов и площадей требуют выполнения комплексных работ по ремонту и реконструкции.