АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2017 года N 471-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 573-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 года N 573-п "О государственной программе Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
1) в заголовке и пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;
2) государственную программу Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденную названным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2018 г. и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 31 августа 2017 года N 471-п
"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 29 октября 2013 года N 573-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"
Паспорт государственной программы Волгоградской области "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет промышленности и торговли Волгоградской области |
Соисполнители государственной программы | - | комитет экономической политики и развития Волгоградской области, комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, комитет образования и науки Волгоградской области, комитет строительства Волгоградской области, комитет физической культуры и спорта Волгоградской области, комитет по труду и занятости населения Волгоградской области |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности"; подпрограмма "Развитие производства и потребления композиционных материалов (композитов) и изделий из них в Волгоградской области"; подпрограмма "Повышение эффективности взаимодействия с субъектами промышленной деятельности" |
Цели государственной программы | - | обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Волгоградской области |
Задачи государственной программы | - | предотвращение негативных последствий кризисных явлений в экономике в сфере промышленности; стимулирование привлечения инвестиций в создание и развитие индустриальных парков; содействие увеличению объемов производства и потребления композиционных материалов (композитов) и изделий из них; повышение эффективности взаимодействия с субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области |
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | количество субъектов промышленной деятельности, участвующих в государственных и федеральных целевых программах, - 13 единиц (последний год реализации - 2014); доля использованных передовых производственных технологий организациями промышленных производств к использованным передовым технологиям в целом по экономике - 83,73 процента (последний год реализации - 2014); количество действующих соглашений с промышленными предприятиями и организациями о социально-экономическом сотрудничестве - 57 единиц (последний год реализации - 2014); количество наименований композитной продукции, производимой промышленными предприятиями Волгоградской области, - 10 единиц (последний год реализации - 2014); объем участия субъектов деятельности в сфере промышленности в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах - 1300 млн. рублей (последний год реализации - 2016); объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающие производства - 53 млрд. рублей (последний год реализации - 2016); количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, приобретающих оборудование в целях модернизации производства, - 36 единиц; количество индустриальных (промышленных) парков - 3 единицы; количество промышленных кластеров - 1 единица; общее количество региональных предприятий и организаций, производящих композиционные материалы, конструкции и изделия из них, - 21 единица; количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, которым оказано содействие по обеспечению рабочими и инженерными кадрами, - 200 единиц; количество субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, освоивших производство импортозамещающих видов продукции, - 60 единиц |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 13298300 тыс. рублей, из них по годам и источникам финансирования: а) средства федерального бюджета в 2014 году - 2000000 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 54300 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 54000 тыс. рублей; 2020 год - 300 тыс. рублей; в) средства внебюджетных источников (средства предприятий) - 11244000 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 10004000 тыс. рублей; 2019 год - 140000 тыс. рублей; 2020 год - 1100000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | индекс промышленного производства - 102,5 процента; объем отгруженных товаров, работ, услуг субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области на одного жителя - 330 тыс. рублей; объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в промышленных видах деятельности - 63900000 тыс. рублей; темп роста заработной платы работников по полному кругу организаций обрабатывающих производств к уровню 2012 года - в 2,1 раза; объем производства композиционных материалов промышленными предприятиями Волгоградской области - 4100000 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Основополагающими документами, определяющими политику Волгоградской области в сфере развития промышленного комплекса, являются:
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (определены целевые показатели экономического развития);
В структуре промышленного производства Волгоградской области за 2014 год наибольший удельный вес в промышленном комплексе занимали обрабатывающие производства - 84,4 процента от общего объема промышленного производства Волгоградской области (в 2012 году - 83 процента). Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляла 8,9 процента (в 2012 году - 9,4 процента), добычи полезных ископаемых - 6,7 процента (в 2012 году - 7,8 процента).
В обрабатывающих производствах за 2014 год распределение по видам деятельности следующее:
производство кокса и нефтепродуктов - 37,1 процента;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 19,1 процента;
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 12 процентов;
химические производства - 6,5 процента;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,7 процента;
машиностроение - 4,3 процента;
другие производства - 16,3 процента.
В структуре промышленного производства Волгоградской области за 2016 год наибольший удельный вес в промышленном комплексе региона занимали обрабатывающие производства - 85 процентов от общего объема промышленного производства Волгоградской области. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляла 8,9 процента, добычи полезных ископаемых - 6,1 процента.
В общем объеме производства распределение по видам деятельности следующее:
производство кокса и нефтепродуктов - 31,6 процента;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 15,8 процента;
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 10,2 процента;
химические производства - 8,8 процента;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,2 процента;
машиностроение - 5 процентов;
другие производства - 9,4 процента.
Промышленность Волгоградской области является важной составляющей реального сектора экономики региона и представлена практически всеми видами экономической деятельности. Благодаря своему выгодному географическому положению Волгоградская область занимает важные стратегические позиции в социально-экономическом развитии юга России.
За 2012 год индекс промышленного производства Волгоградской области увеличился и составил 104,8 процента, что выше показателя Российской Федерации (103,4 процента).
Индекс промышленного производства Волгоградской области в 2014 году составил 102,4 процента (по Российской Федерации - 101,7 процента), по данному показателю Волгоградская область заняла 39-е место в Российской Федерации. Положительная динамика индекса промышленного производства наблюдается в обрабатывающих производствах - 104,5 процента (по Российской Федерации - 102,1 процента).
В 2016 году индекс промышленного производства составил 103,2 процента (по Российской Федерации - 101,3 процента), в том числе обрабатывающие производства - 104,3 процента (по Российской Федерации - 100,1 процента).
На долю промышленных предприятий региона ежегодно приходится более 40 процентов от поступивших налогов и сборов в консолидированный бюджет Волгоградской области по экономике в целом.
Однако, несмотря на вышеуказанные показатели объемов промышленного производства, у предприятий остается много нерешенных проблем, многие виды продукции неконкурентоспособны, что еще более усугубляет положение. Отдельные предприятия находятся в сложном финансово-экономическом положении.
В настоящее время в развитии промышленности Волгоградской области существует ряд проблем, таких как:
отсутствие инфраструктуры поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области;
недостаточное участие организаций в осуществлении технологических инноваций, в том числе по производству композитных материалов (композитов) и изделий из них;
низкий уровень информированности об имеющихся инновационных проектах;
недостаток квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена технического профиля, отвечающих современным требованиям рынка;
недостаточное участие субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах;
нестабильная внешнеполитическая ситуация. Отношения с зарубежными партнерами продолжают оставаться напряженными, а взаимные экономические санкции негативно сказываются на возможностях российской экономики;
увеличение себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, а также реализация энергосберегающих мероприятий в недостаточном объеме.
Решение перечисленных проблем возможно в рамках программно-целевого метода. Задачей комитета промышленности и торговли Волгоградской области является обеспечение достижения конкретных показателей и индикаторов социально-экономического развития промышленности Волгоградской области на основе программно-целевого метода путем реализации конкретных мероприятий государственной программы.
Успешное использование программно-целевого метода позволит с определенной точностью прогнозировать изменения экономического состояния Волгоградской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Волгоградской области. В Волгоградской области (в отличие от других узкоспециализированных регионов) необходимо развивать традиционные виды промышленной деятельности (добычу нефти и нефтепереработку, металлургическое производство, химическое производство и машиностроение, легкую промышленность), являющиеся стратегическими. Глубокая дифференциация по видам промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости промышленного комплекса.
В условиях сложившейся внешнеполитической ситуации большое значение приобретает ориентация на конкурентоспособную конечную продукцию. В связи с этим необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов (в пределах крупных индустриальных центров, агломераций, территориальных образований) с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью.
Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью совмещения интересов крупного бизнеса с проблемами развития Волгоградской области. Предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Волгоградской области в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия осуществляют модернизацию и реконструкцию производств и способствуют социально-экономическому развитию Волгоградской области, созданию новых рабочих мест.
Государственная программа определяет задачи промышленной деятельности в Волгоградской области на 2014 - 2020 годы и позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей, используя при этом в основном средства предприятий, частично - средства областного и федерального бюджетов.
Государственная программа способствует развитию промышленности Волгоградской области и повышению ее конкурентоспособности. Мероприятия, предусмотренные государственной программой, направлены на достижение показателей, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
увеличение объема инвестиций в валовый региональный продукт (далее именуется - ВРП);
увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;
увеличение производительности труда;
увеличение размера реальной заработной платы.
Кроме того, реализация государственной программы способствует:
росту объемов промышленного производства в Волгоградской области;
формированию условий для размещения на территории Волгоградской области новых высокотехнологичных предприятий по производству конкурентоспособной экспортно ориентированной продукции;
увеличению инвестиций в основной капитал, направленных в промышленное производство;
увеличению налоговых платежей субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области в консолидированный бюджет Волгоградской области;
увеличению количества субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, освоивших производство импортозамещающих видов продукции, увеличению количества наименований импортозамещающей продукции, производимой промышленными предприятиями Волгоградской области;
увеличению количества субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области, которым оказано содействие в налаживании кооперационных связей.
В то же время необходимо отметить, что существуют внешние и внутренние факторы (риски), наступление которых может повлечь за собой снижение показателей реализации государственной программы.
Возможными внешними факторами (рисками) реализации государственной программы могут являться:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части субъектов деятельности в сфере промышленности Волгоградской области осуществлять инновационные проекты, обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития, а также возможности перехода к новым ресурсосберегающим технологиям;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;