Действующий

Об утверждении Концепции обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан до 2025 года (с изменениями на 5 апреля 2021 года)



Таблица 1. Распределение граждан Республики Башкортостан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, по категориям и территориям (чел.)

Категории граждан

Количество граждан

всего

в том числе

в городском округе г. Уфа

в городских округах

в муниципальных районах

Молодые семьи

21 690

3 720

4 474

13 496

Граждане, признанные нуждающимися, малоимущие

26 731

5 604

5 756

15 371

Граждане, проживающие в сельской местности

2 099

-

-

2 099

Участники программы "Жилье для российской семьи"

4 621

2 183

1 206

1 232

Участники пилотного проекта по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений

6 816

2 357

1 312

3 147

Участники городских социальных программ ипотечного кредитования

8 740

8 088

122

530

Дети-сироты

5 781

739

797

4 245

Ветераны и инвалиды

3 359

657

409

2 293

Прочие <*>

2 676

502

194

1 980

Итого заявлений

82 513

23 850

14 270

44 393


________________


* Переселенцы, госслужащие, жители крайнего севера, многодетные, уволенные военнослужащие, чернобыльцы, граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье.


Ежегодно в рамках федеральных и республиканских жилищных программ гражданам Республики Башкортостан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет федерального и республиканского бюджетов предоставляется государственная поддержка в обеспечении жилым помещением.


Тем не менее, по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, только 5 - 6% семей из общего числа состоящих на учете ежегодно улучшают свои жилищные условия.


Низкий темп обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обусловлен следующими причинами:


низкий уровень доходов не позволяет гражданам улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств (только около 15% семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут приобрести жилье по льготной цене Фонда);


темпы строительства доступного по цене жилья значительно отстают от растущей с каждым годом потребности граждан в таком жилье;


отсутствуют земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства, обеспеченные инженерными сетями;


невозможно привлечь доступные источники финансирования для строительства жилья в необходимом объеме ввиду их дефицита;


формируемые ресурсоснабжающими организациями инвестиционные программы не учитывают перспективных планов муниципальных образований по освоению земельных участков Республики Башкортостан в целях жилищного строительства.


Существующие темпы жилищного строительства в республике и ежегодно выделяемый объем государственной поддержки на сегодняшний день недостаточны для удовлетворения имеющейся потребности граждан, состоящих на учете, в жилых помещениях. При этом на рынке недвижимости сегодня отсутствуют инструменты и механизмы, позволяющие гражданам с невысоким уровнем дохода решить жилищный вопрос.


Несмотря на развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, этот инструмент остается недоступным для большинства граждан в связи с высоким уровнем ежемесячного платежа по ипотечному кредиту по отношению к среднему уровню дохода семьи и отсутствием возможности оплатить первоначальный взнос за приобретаемое жилое помещение.


Следует признать, что произошедшие в жилищной политике изменения в части внедрения рыночных принципов не оказали положительного влияния на решение социальных задач долгосрочного социально-экономического развития в сфере жилищного обеспечения.