Категории граждан | Количество граждан | |||
всего | в том числе | |||
в городском округе г. Уфа | в городских округах | в муниципальных районах | ||
Молодые семьи | 21 690 | 3 720 | 4 474 | 13 496 |
Граждане, признанные нуждающимися, малоимущие | 26 731 | 5 604 | 5 756 | 15 371 |
Граждане, проживающие в сельской местности | 2 099 | - | - | 2 099 |
Участники программы "Жилье для российской семьи" | 4 621 | 2 183 | 1 206 | 1 232 |
Участники пилотного проекта по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений | 6 816 | 2 357 | 1 312 | 3 147 |
Участники городских социальных программ ипотечного кредитования | 8 740 | 8 088 | 122 | 530 |
Дети-сироты | 5 781 | 739 | 797 | 4 245 |
Ветераны и инвалиды | 3 359 | 657 | 409 | 2 293 |
Прочие <*> | 2 676 | 502 | 194 | 1 980 |
Итого заявлений | 82 513 | 23 850 | 14 270 | 44 393 |
________________
* Переселенцы, госслужащие, жители крайнего севера, многодетные, уволенные военнослужащие, чернобыльцы, граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье.
Ежегодно в рамках федеральных и республиканских жилищных программ гражданам Республики Башкортостан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет федерального и республиканского бюджетов предоставляется государственная поддержка в обеспечении жилым помещением.
Тем не менее, по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, только 5 - 6% семей из общего числа состоящих на учете ежегодно улучшают свои жилищные условия.
Низкий темп обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обусловлен следующими причинами:
низкий уровень доходов не позволяет гражданам улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств (только около 15% семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут приобрести жилье по льготной цене Фонда);
темпы строительства доступного по цене жилья значительно отстают от растущей с каждым годом потребности граждан в таком жилье;
отсутствуют земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства, обеспеченные инженерными сетями;
невозможно привлечь доступные источники финансирования для строительства жилья в необходимом объеме ввиду их дефицита;
формируемые ресурсоснабжающими организациями инвестиционные программы не учитывают перспективных планов муниципальных образований по освоению земельных участков Республики Башкортостан в целях жилищного строительства.
Существующие темпы жилищного строительства в республике и ежегодно выделяемый объем государственной поддержки на сегодняшний день недостаточны для удовлетворения имеющейся потребности граждан, состоящих на учете, в жилых помещениях. При этом на рынке недвижимости сегодня отсутствуют инструменты и механизмы, позволяющие гражданам с невысоким уровнем дохода решить жилищный вопрос.
Несмотря на развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, этот инструмент остается недоступным для большинства граждан в связи с высоким уровнем ежемесячного платежа по ипотечному кредиту по отношению к среднему уровню дохода семьи и отсутствием возможности оплатить первоначальный взнос за приобретаемое жилое помещение.
Следует признать, что произошедшие в жилищной политике изменения в части внедрения рыночных принципов не оказали положительного влияния на решение социальных задач долгосрочного социально-экономического развития в сфере жилищного обеспечения.