Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 августа 2017 года N 1053-р


Об утверждении Концепции преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.01.2022 N 14-р.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 27 июня 2019 года)

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2019 N 178)




В целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем, привлечения частных инвестиций в инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства, улучшения качества и доступности услуг, снижения бюджетной нагрузки:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы (далее - Концепция).


2. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию Плана мероприятий, предусмотренного Концепцией.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства руководствоваться положениями Концепции.


4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Садовников Д.Д.) ежегодно до 1 февраля обеспечить предоставление информации в Правительство Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Концепции.


(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2019 N 178)


5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 августа 2017 г. N 1053-р



КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2021 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2019 N 178)




I. Общие положения


Настоящая Концепция определяет цели, задачи и направления преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период 2017 - 2021 годов.


Основными целями развития коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы являются:


повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг;


создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;


наличие баланса интересов различных участников сферы жилищно-коммунального хозяйства и вовлеченность частного сектора в развитие отрасли;


обеспечение экологичности (охрана и защита окружающей среды, развитие и использование альтернативных источников энергии, бережное отношение к коммунальным ресурсам, повышение стандартов энергетической эффективности).



II. Проблемы отрасли


С учетом анализа текущего состояния выделены следующие основные проблемы жилищно-коммунального комплекса:


2.1. Проблемы организационно-структурного характера.


Монополизация сферы теплоснабжения, как следствие отсутствия конкурентной среды, сдерживающей развитие отрасли на современном этапе.


Основным монополистом в сфере теплоснабжения Республики Саха (Якутия) является ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ РС(Я)"), которое предоставляет жилищно-коммунальные услуги на территории 28 улусов (районов), обеспечивает теплоснабжением 74% территории республики и обслуживает 21,6% населения республики, проживающего в отапливаемом жилищном фонде.


В обслуживании предприятия находятся более 1/3 сетей теплоснабжения и более 2/3 котельных от общего количества котельных, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Предприятие производит более 1/4 тепловой энергии, вырабатываемой в Республике Саха (Якутия).


Основными недостатками ГУП "ЖКХ РС(Я)" являются:


сложности и особенности структурного управления;


отсутствие самостоятельности структурных подразделений (филиалов);


лимитирование средств на развитие структурных подразделений (филиалов);


большая численность персонала;


неэффективное управление госимуществом, низкий уровень оформленного имущества, отсутствие стимулов к эффективной деятельности вследствие отсутствия конкуренции, определенной технической политики;


неэффективное планирование по основным производственным показателям (объем выработки, расход топлива, ремонтные и инвестиционные программы, план закупок), ориентация на целевое бюджетное финансирование, отсутствие оптимизации производственных затрат, отсутствие приборов учета на объектах генерации, вынужденная необходимость государства нести ответственность по обязательствам предприятия;


организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия не позволяет претендовать на получение средств финансовой поддержки по отдельным федеральным проектам;


наличие высокого уровня кредиторской задолженности;


отсутствие возможности вести дальнейшую планомерную модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.


2.2. Финансовая нестабильность и финансовая зависимость ЖКХ.


Неудовлетворительное финансовое состояние организаций коммунального комплекса государственного и муниципального сектора обусловлено прежде всего:


недостаточной эффективностью управления;


низкой энергетической эффективностью инфраструктурных объектов;


отсутствием прозрачности информации о деятельности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства по причине отсутствия, в том числе, первичного учета объектов, находящихся в управлении и эксплуатации;


отсутствия приборного учета вырабатываемых и реализуемых объемов;


лояльным законодательством по отношению к злостным неплательщикам.


В результате совокупного действия указанных факторов наблюдается рост дебиторской и кредиторской задолженностей. Растут просроченная дебиторская задолженность потребителей за оказанные коммунальные услуги, а также просроченная кредиторская задолженность по обязательствам перед контрагентами.


Особую тревогу вызывает нарушение сроков по расчетам даже по первоочередным обязательным платежам в бюджет и страховым взносам во внебюджетные фонды, допущение просрочек по выплате заработной платы. Между тем, ужесточаются требования бюджетного законодательства при предоставлении субсидий из бюджета, что является фактором риска для получателей субсидий на межтарифную разницу по населению.


Недостаток собственных оборотных средств предприятий на финансирование сезонного завоза грузов вызван необходимостью отвлечения крупных сумм в сжатые сроки навигационного периода и неполной обеспеченностью иными финансовыми ресурсами в виде доступных кредитов, отсутствием залогового имущества. Эти обстоятельства вынуждали аккумулировать средства субсидий на межтарифную разницу по населению с прямым финансированием организаций коммунального комплекса. Решением данного вопроса может стать сокращение расходов при оптимизации завоза за счет добычи и переработки углей местных месторождений.


Другой проблемой в недостатке финансовых средств является высокая потребность региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в средствах государственной поддержки, которая обусловлена низким уровнем размера обязательного взноса собственников на капитальный ремонт. В свою очередь, данная проблема связана с недостаточно высоким уровнем доходов населения.


2.3. Проблемы в имущественном комплексе.


Имущественный комплекс отрасли ЖКХ республики преимущественно представлен государственной собственностью, переданной на праве хозяйственного ведения ГУП "ЖКХ РС(Я)". Из общего количества объектов на балансе ГУП ЖКХ РС(Я) 3 214 единиц по состоянию на октябрь 2016 года, право собственности Республики Саха (Якутия) зарегистрировано на 2 504 единицы (78%), из которых право хозяйственного ведения оформлено лишь на 1 544 единицы (62% от зарегистрированного, или 48% от общего количества).


Муниципальная собственность на объекты жилищно-коммунального хозяйства имеется в отдельных муниципальных образованиях - городских округах "город Якутск" и "Жатай", а также в Намском улусе и небольших поселениях Нерюнгринского района. У всех организаций, эксплуатирующих муниципальные объекты, за исключением Намского улуса, где заключено концессионное соглашение, наблюдается недостаток источников амортизационных отчислений, предусматриваемых в регулируемых тарифах на коммунальные ресурсы. Это связано как с проблемами оформления прав на муниципальное имущество, так и эксплуатацией полностью самортизированных или бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.


Кроме необходимости оформления имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных предприятий, в республике выявлено значительное количество бесхозяйных объектов. По состоянию на начало октября 2016 года общее количество бесхозяйных объектов ЖКХ составило 2 549 единиц, из которых поставлено на учет в регистрирующем органе 1 204 единицы, зарегистрировано 327 объектов, итого охвачено 60% от общего выявленного числа.


Другой проблемой по увеличению активов и формированию источников для восполнения производственных мощностей является отсутствие правоустанавливающих документов на 207 объектов коммунальной инфраструктуры, построенных в начале 2000-х годов за счет бюджетных инвестиций. Основным препятствием является отсутствие разрешительной документации, выдаваемой органами местного самоуправления, и не подлежащей восстановлению. Для признания права собственности Республики Саха (Якутия) требуется наличие судебных решений, что занимает длительное время.


Помимо постановки на баланс и оформления имущества весьма длительным и финансово затруднительным является процедура принятия решений по списанию с бухгалтерского учета имущества. Согласно действующему порядку списания имущества требуется иметь полный пакет надлежаще оформленных документов. Вместе с тем, учитывая наличие значительного количества неиспользуемых и выбывших из эксплуатации объектов, не оформленных в виду указанных причин, вопрос списания становится неразрешимым в рамках установленного порядка. Как следствие, на затраты списывается начисленная амортизация, что в конечном счете влияет на формирование отрицательного результата по основной деятельности.


Отсутствие надлежащего первичного учета также затрудняет и замедляет процесс учета, контроля и согласования сделок, где имущество выступает в качестве залогового обеспечения для привлечения бюджетных и коммерческих кредитов для организаций ЖКХ под нужды завоза топливных ресурсов, которые, как правило, учитывая сезонность завоза грузов, необходимо решать в сжатые сроки.


2.4. Проблемы информатизации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»