┌══════════════════‰┌══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ ОБЪЕКТ ├┤ Возрастные этапы профессионального самоопределения (на основе периодизации С.Н. Чистяковой, С.Я. Батышевой и др.) │
│профориентационной│├═════════════════┬═┬══════════════════┬═┬══════════════════┬═┬══════════════════┬═┬════════════════════════┬═┬══════════════════┬═┬═══════════════════════┤
│ деятельности на ││ Дошкольный │ │ 1 - 4 классы │ │ 5 - 7 классы │ │ 8 - 9 классы │ │ 10 - 11 классы │ │ 3 - 4 курсы │ │ Взрослость │
│ разных возрастных││ возраст ├>│ ├>│ ├>│ ├>│ 1-2 курсы ПОО ├>│ ПОО/вуз ├>│ │
│ этапах развития │├═════════════════┤ │══════════════════┤ │══════════════════┤ │══════════════════┤ ├════════════════════════┤ │══════════════════┤ │═══════════════════════┤
└══════════════════…│ 1 этап - │ │ 2 этап - │ │ 3 этап - │ │ 4 этап - │ │ 5 этап - │ │ 6 этап - │ │ Развитие │
│ эмоционально- │ │пропедевтический -│ │ поисково- │ │ развитие проф. │ │ уточнение социально- │ │ вхождение в │ │ профессионализма, │
│ образный - │ │ понимание роли │ │ зондирующий - │ │ самоопределения -│ │ профессионального │ │ профессию - │ │повышение квалификации,│
│ формирование │ │ труда в жизни │ │ формирование │ │ формирование │ │ статуса - формирование │ │ профессиональная │ │ расширение сферы │
│ положительного │ │ человека и │ │ профессиональной │ │ умений соотносить│ │ аналитической оценки │ │ реориентация, │ │ профессионального │
│ отношения к │ │ общества, │ │ направленности, │ │общественные цели,│ │ рынка труда, коррекция │ │ профессиональная │ │труда, профессиональная│
│профессиональному│ │ формирование │ │ осознание своих │ │ свои интересы и │ │профессиональных планов,│ │ подготовка │ │ переориентация, │
│ миру │ │ добросовестного │ │ интересов и пр. │ │ профессиональные │ │ профессиональные пробы │ │ │ │ переобучение │
│ │ │ отношения к труду│ │ │ │ потребности с │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ реальностью их │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ воплощения │ │ │ │ │ │ │
└═════════════════┴═┴══════════════════┴═┴══════════════════┴═┴══════════════════┴═┴════════════════════════┴═┴══════════════════┴═┴═══════════════════════…
/\ /\ /\ /\ /\ /\ /\
┌═══════┴═════════‰ ┌════════┴═════════‰ ┌══════════┴═══════════════════┴════════‰ ┌═══════════┴════════════‰ ┌═════════┴════════════‰ │
│ Сформирована │ │ Получены │ │ Сформирована готовность к осознанному │ │Сознательное отношение к│ │Сформированы понимание│ │
│ установка │ │ первоначальные │ │ выбору и построению дальнейшей │ │непрерывному образованию│ │ сущности и социальной│ │
│ положительного │ │ представления о │ │ индивидуальной траектории образования │ │ как условию успешной │ │ значимости профессии,│ │
│ отношения к │ │ созидательном и │ │ на базе ориентировки в мире профессий │ │ проф. и обществ. │ │ устойчивый интерес │ │
│ разным видам │ │ нравственном │ │ и проф. предпочтений, с учетом │ │деятельности, осознанный│ │ к ней │ │
│ труда │ │ значении, о │ │ устойчивых познавательных интересов, │ │выбор будущей профессии │ │ │ │
│ │ │ мире профессий и│ │ а также на основе формирования │ │ и возможностей │ │ │ │
│ │ │ важности │ │ уважительного отношения к труду, │ │ реализации собственных │ │ │ │
│ │ │правильного выбора│ │ развития опыта участия в социально │ │ планов │ │ │ │
│ │ │ профессии │ │ значимом труде │ │ │ │ │ │
├═════════════════┴═┴══════════════════┴═┴═══════════════════════════════════════┴═┴════════════┬═══┬═══════┴═┴══════════════════════┤ │
│ Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного, общего образования │ │ ФГОС профобразования │ │
├═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤ ├════════════════════════════════┤ │
│ Система общего образования │<═>│ Система профобразования │ │
└═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════… └════════════════════════════════… │
/\ /\ /\ /\ /\ /\ /\ /\ /\ /\ │
│┌═════════════════┼═══════════════════════┼═════════┤ │ │ ├═════════════┼══════════════┼═════‰ │ │
││ │ ┌════════════┼═════════┼═════════════┼═════════════════‰ │ ├═════════════┼═════════════‰│ │ │ │
││ │ │ │ ┌═════┴═════‰ │ │ │ └═════════‰ │ ││ │ │ │
┌══════════════════┴┴═‰┌══════════════┴══════════┴═══‰┌═══════┴═══┴═════‰┌════┴═══════┴═════════════‰┌══┴═══┴════════‰┌═════┴═══┴══════════‰┌═┴┴═══‰┌┴═┴═══════════┴═════════‰
│ Семья и ближайшее ││ Психолого-медико-педагогич. ││Средства массовой││Работодатели (предприятия,││ Проф. ││ Органы местного ││другие││ Центры занятости │
│ окружение - ││ комиссии, медико-социальная ││ информации - ││ объединения, отраслевые ││образовательные││ самоуправления - ││ ││ населения - │
│ формирование ││ экспертиза - формирование ││ формирование ││ министерства) - ││ организации, ││ формирование ││ ││ профинформирование, │
│ценностных установок,││индив. программы реабилитации││ общественного ││ демонстрация современных ││ вузы ││ положительного ││ ││ профконсультирование, │
│ стихийное ││ инвалидов и учащихся с ││ мнения и ││ условий труда, встречи ││ ││отношения к трудовой││ ││ профотбор, профподбор, │
│ профориентационное ││ ограниченными возможностями ││ отношения к ││ профессионалов с ││ ││ занятости на "малой││ ││помощь в трудоустройстве│
│ информирование ││ здоровья ││ трудовой ││ обучающимися, ││ ││ родине" в структуре││ ││ и закреплении на │
│ ││ ││ занятости ││предоставление возможности││ ││ локального рынка ││ ││ рабочем месте │
│ ││ ││ ││ профессиональных проб ││ ││ труда ││ ││ │
├═════════════════════┴┴═════════════════════════════┴┴═════════════════┴┴══════════════════════════┴┴═══════════════┴┴════════════════════┴┴══════┴┴════════════════════════┤
│ СУБЪЕКТЫ влияния на профессиональное самоопределение │
└════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════…