Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2030 ГОДА


2. Современное состояние сферы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия


Стратегия учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Бурятия на среднесрочную перспективу:

- машиностроительный комплекс (авиастроение, приборостроение, вагоностроение и иное);

- жилищно-коммунальное строительство;

- туризм;

- транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт;

- распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы);

- сельское хозяйство;

- развитие альтернативных видов энергетики;

- производства, в том числе производство пищевых продуктов;

- добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность;

- медицинское обслуживание с использованием нетрадиционных видов и природно-географических условий;

- образование и наука.

На протяжении последних десяти лет Правительством Республики Бурятия совместно с работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления в Республике Бурятия ежегодно формируется государственный заказ на подготовку профессиональных кадров. На основании государственного заказа корректируется структура приема и открытия новых специальностей. Согласно распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016 N 28-рг учебные заведения Республики Бурятия организуют обучение по программам профессионального образования в соответствии с потребностью в квалифицированных кадрах, заявленной организациями республики.

Анализ заявок работодателей о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что наиболее высокий спрос отмечается на специалистов технического и естественного направления, сельского и лесного хозяйства. Растет спрос на инженерные специальности, связанные с производством. Особенно востребованы инженеры в области горного дела, геологии, сельского хозяйства, тепло- и электрообеспечения, технологии продукции и организации общественного питания, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, металлургии, а также в туризме, гостиничном деле и сфере обслуживания.

В системе профессионального образования востребованы каменщики, бетонщики, сварщики, автомеханики, слесари, трактористы-машинисты, агрономы.

По данным проведенного в 2016 году сплошного профориентационного тестирования учащихся 8 - 11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Бурятия выявлено, что преобладающее большинство школьников не определилось с выбором профессии и учебного заведения. У более чем половины школьников профессиональные интересы связаны с работой с людьми, творчеством и гуманитарной сферой, только у четверти протестированных преобладают склонности к планово-экономическим, техническим специальностям и практической деятельности. 45% ориентированы на обучение в вузах, 34% - на обучение в профессиональных образовательных организациях, 26% планируют обучаться в республике, 58% - за пределами региона. Наибольшая привлекательность выбранной профессии, по мнению учащихся, заключается в высокой заработной плате, карьерном росте, возможности реализовать себя.

По данным проведенного социологического опроса большинство молодежи (89,6%) заинтересовано в проведении мероприятий, касающихся выбора профессии. 56% абитуриентов при выборе профессии руководствуются личными особенностями развития, 21% - опираются на мнение родителей. Правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

К настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в республике являются:

- учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных школ (33309 человек);

- студенты профессиональных образовательных организаций (20541 человек);

- студенты образовательных организаций высшего образования (25185 человек);

- молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учете в центре занятости населения.

В настоящее время межведомственное взаимодействие в сфере профориентации осуществляется в рамках комплекса мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в Республике Бурятия на 2016 - 2018 годы, предусматривающего следующие меры:

- организационно-методическое обеспечение (проведение семинаров, "круглых столов", повышение квалификации специалистов);

- информационное сопровождение (выпуск телепередач, информационных сборников, публикаций в СМИ, проведение Дней карьеры);

- организация мероприятий по профориентации школьников (выставки-ярмарки учебных мест, чемпионат "Молодые профессионалы", научно-практические конференции, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, поддержка социальных проектов, дни открытых дверей, профориентационное тестирование, экскурсии на предприятия).

В сфере профессиональной ориентации населения Республики Бурятия существуют следующие проблемы:

отсутствие правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы;