Профессиональная ориентация включает:
профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также региональных потребностей;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики;
профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями (медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие получению профессии);
профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:
первое направление - профессиональное самоопределение учащихся 5, 8, 10 классов;
второе направление - профессиональный отбор абитуриентов;
третье направление - профессиональная адаптация выпускников профессиональных образовательных организаций.
Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся:
диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся;
создание и функционирование классов с углубленным изучением предметных дисциплин;
в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения учащихся;
развитие учебно-производственной деятельности учащихся 8, 9 классов на базе профессиональных образовательных организаций;
одаренным учащимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций;
на предприятиях размещаются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических и профессиональных компетенций;
реализация организациями профессионального образования программ подготовки учащихся к олимпиадам.
Второе направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации абитуриентов и включает:
мониторинг поступления в организации профессионального образования выпускников общеобразовательных организаций;
деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;
организацию контрактно-целевой подготовки;
проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;
деятельность молодежных трудовых отрядов.
Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:
мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
стипендиальную и грантовую поддержку выпускников по приоритетным направлениям, достигших значительных успехов в освоении профессий и специальностей;
реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;