Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2030 ГОДА


4. Основные направления развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи


Профессиональная ориентация включает:

профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также региональных потребностей;

профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики;

профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями (медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие получению профессии);

профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:

первое направление - профессиональное самоопределение учащихся 5, 8, 10 классов;

второе направление - профессиональный отбор абитуриентов;

третье направление - профессиональная адаптация выпускников профессиональных образовательных организаций.

Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся:

диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся;

создание и функционирование классов с углубленным изучением предметных дисциплин;

в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения учащихся;

развитие учебно-производственной деятельности учащихся 8, 9 классов на базе профессиональных образовательных организаций;

одаренным учащимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций;

на предприятиях размещаются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических и профессиональных компетенций;

реализация организациями профессионального образования программ подготовки учащихся к олимпиадам.

Второе направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации абитуриентов и включает:

мониторинг поступления в организации профессионального образования выпускников общеобразовательных организаций;

деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;

организацию контрактно-целевой подготовки;

проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;

деятельность молодежных трудовых отрядов.

Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:

мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;

стипендиальную и грантовую поддержку выпускников по приоритетным направлениям, достигших значительных успехов в освоении профессий и специальностей;

реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;