Недействующий

Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе на 2017 - 2021 годы (с изменениями на 23 декабря 2019 года)



II. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Чукотский автономный округ полностью входит в состав Арктической зоны Российской Федерации. Экономика Чукотского автономного округа имеет ярко выраженную ресурсную направленность при сохранении традиционных форм хозяйствования коренного населения.


В структуре валового регионального продукта преобладают такие виды деятельности: добыча полезных ископаемых - 35,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 14,8%, оптовая и розничная торговля - 13,4%, государственное управление - 13%, транспорт и связь - 5%.


Промышленное производство представлено, в основном, добывающей отраслью (лидирующие позиции принадлежат золотодобыче - 98,7% в объеме добывающих производств), динамика развития которой определяет темпы экономического развития региона, и электроэнергетикой. В обрабатывающих производствах региона основную долю занимает пищевая промышленность (93,1%), ориентированная, в основном, на удовлетворение потребностей внутреннего рынка региона.


Чукотский автономный округ обладает значительными минерально-сырьевыми ресурсами (золото, олово, серебро, медь, молибден, вольфрам и другие металлы, а также уголь, нефть и газ).


В настоящее время разрабатываются пять месторождений рудного золота "Купол", "Каральвеем", "Валунистое", "Двойное" и "Майское". В ближайшей перспективе планируется ввод в эксплуатацию месторождений "Клен" (после 2018 г.) и "Кекура" (2018 г.).


Общая ресурсная база угля составляет 57,8 млрд. т, из них на каменный уголь приходится 49,6 млрд. т, на бурый - 8,2 млрд. т. Запасы, учтенные государственным балансом, составляют 664,1 млн. т угля, из них 422,4 млн. т - каменный уголь. Основным угледобывающим предприятием является Открытое акционерное общество "Шахта "Угольная" (месторождение бурого угля "Анадырское"). Предприятие обеспечивает традиционных потребителей Чукотского автономного округа - Акционерное общество "Чукотэнерго" и Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз".


Основные направления экономической деятельности Чукотского автономного округа, с учетом специфических особенностей Крайнего Севера, связаны с развитием добывающих отраслей, проведением геологоразведки с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы, а также развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.


Экологическая обстановка на территории округа в целом благоприятная, отсутствуют вредные производства, города с большим количеством населения.


Отходы производства и потребления формируются, в основном, предприятиями золотодобывающей отрасли (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов), предприятиями энергетики и ЖКХ (золошлаковая смесь от сжигания углей), а также твердые коммунальные отходы, производимые населением, учреждениями и организациями.


В населенных пунктах Чукотского автономного округа на данный момент нет полигонов для размещения (захоронения) отходов производства и потребления. В населенных пунктах округа действуют 44 свалки. В г. Анадырь, п. Эгвекинот, п. Беринговский свалки на 75% приближены к санитарным нормам. Из 44 свалок 75% не имеют ограждения и обваловки, 94% из них расположены в сельской местности. Отсутствуют указатели и прогрейдированные подъездные пути на 75% всех свалок. Острой проблемой остается транспортировка мусора в зимнее время.


Таким образом, главной проблемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории округа является несоответствие объектов размещения отходов требованиям природоохранного законодательства.


В рамках реализации настоящей региональной программы на территории округа планируется строительство мест накопления твердых коммунальных отходов двух видов:


строительство полигонов твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства;


строительство площадок временного (на срок до 11 месяцев) хранения твердых коммунальных отходов.