____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 06.11.2020 N 518.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 23 декабря 2019 года)
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 23.12.2019 N 587)
В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298, Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Утвердить Региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе на 2017 - 2021 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (Сафонова О.А.).
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 23.12.2019 N 587)
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2017 - 2021 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 23.12.2019 N 587)
Наименование региональной программы | Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе на 2017 - 2021 годы |
Ответственный исполнитель региональной программы | Комитет природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа |
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 23.12.2019 N 587) | |
Участники региональной программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа |
Цели региональной программы | Выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, создание и развитие комплексной эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды, повышение экологических стандартов, улучшение состояния окружающей среды и создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения |
Задачи региональной программы | создание инфраструктуры по сбору, транспортировке и экологически безопасному размещению (захоронению) отходов; исключение несанкционированного размещения отходов на территории Чукотского автономного округа |
Целевые индикаторы (показатели) региональной программы | Количество созданных объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами и их эксплуатация; проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) полигонов с предварительным проведением изысканий; количество построенных (реконструированных) полигонов твердых коммунальных отходов, отвечающих установленным требованиям; количество обустроенных площадок для накопления (временного складирования) отходов в целях их дальнейших транспортировки и захоронения |
Сроки и этапы реализации региональной программы | 2017 - 2021 годы (без разделения на этапы) |
Объемы финансовых ресурсов региональной программы | Общий объем финансовых ресурсов региональной программы составляет 1 125 476,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 20 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 128 756,0 тыс. рублей; 2019 год - 172 230,0 тыс. рублей; 2020 год - 485 575,0 тыс. рублей; 2021 год - 318 915,0 тыс. рублей; из них: средства окружного бюджета - 1 101 165,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 20 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 104 445,0 тыс. рублей; 2019 год - 172 230,0 тыс. рублей; 2020 год - 485 575,0 тыс. рублей; 2021 год - 318 915,0 тыс. рублей; средства прочих внебюджетных источников - 24 311,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 24 311,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | Создание в Чукотском автономном округе инфраструктуры по экологически безопасному размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов |
Чукотский автономный округ полностью входит в состав Арктической зоны Российской Федерации. Экономика Чукотского автономного округа имеет ярко выраженную ресурсную направленность при сохранении традиционных форм хозяйствования коренного населения.
В структуре валового регионального продукта преобладают такие виды деятельности: добыча полезных ископаемых - 35,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 14,8%, оптовая и розничная торговля - 13,4%, государственное управление - 13%, транспорт и связь - 5%.
Промышленное производство представлено, в основном, добывающей отраслью (лидирующие позиции принадлежат золотодобыче - 98,7% в объеме добывающих производств), динамика развития которой определяет темпы экономического развития региона, и электроэнергетикой. В обрабатывающих производствах региона основную долю занимает пищевая промышленность (93,1%), ориентированная, в основном, на удовлетворение потребностей внутреннего рынка региона.
Чукотский автономный округ обладает значительными минерально-сырьевыми ресурсами (золото, олово, серебро, медь, молибден, вольфрам и другие металлы, а также уголь, нефть и газ).
В настоящее время разрабатываются пять месторождений рудного золота "Купол", "Каральвеем", "Валунистое", "Двойное" и "Майское". В ближайшей перспективе планируется ввод в эксплуатацию месторождений "Клен" (после 2018 г.) и "Кекура" (2018 г.).
Общая ресурсная база угля составляет 57,8 млрд. т, из них на каменный уголь приходится 49,6 млрд. т, на бурый - 8,2 млрд. т. Запасы, учтенные государственным балансом, составляют 664,1 млн. т угля, из них 422,4 млн. т - каменный уголь. Основным угледобывающим предприятием является Открытое акционерное общество "Шахта "Угольная" (месторождение бурого угля "Анадырское"). Предприятие обеспечивает традиционных потребителей Чукотского автономного округа - Акционерное общество "Чукотэнерго" и Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз".
Основные направления экономической деятельности Чукотского автономного округа, с учетом специфических особенностей Крайнего Севера, связаны с развитием добывающих отраслей, проведением геологоразведки с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы, а также развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Экологическая обстановка на территории округа в целом благоприятная, отсутствуют вредные производства, города с большим количеством населения.
Отходы производства и потребления формируются, в основном, предприятиями золотодобывающей отрасли (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов), предприятиями энергетики и ЖКХ (золошлаковая смесь от сжигания углей), а также твердые коммунальные отходы, производимые населением, учреждениями и организациями.
В населенных пунктах Чукотского автономного округа на данный момент нет полигонов для размещения (захоронения) отходов производства и потребления. В населенных пунктах округа действуют 44 свалки. В г. Анадырь, п. Эгвекинот, п. Беринговский свалки на 75% приближены к санитарным нормам. Из 44 свалок 75% не имеют ограждения и обваловки, 94% из них расположены в сельской местности. Отсутствуют указатели и прогрейдированные подъездные пути на 75% всех свалок. Острой проблемой остается транспортировка мусора в зимнее время.
Таким образом, главной проблемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории округа является несоответствие объектов размещения отходов требованиям природоохранного законодательства.
В рамках реализации настоящей региональной программы на территории округа планируется строительство мест накопления твердых коммунальных отходов двух видов:
строительство полигонов твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства;
строительство площадок временного (на срок до 11 месяцев) хранения твердых коммунальных отходов.
Для городских округов будет осуществлено строительство полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), соответствующих требованиям федерального законодательства.
Полигон захоронения ТКО - это комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых коммунальных отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Полигон ТКО в общем случае состоит из следующих частей:
подъездная дорога, по которой осуществляются подвоз ТКО и обратное движение порожних мусоровозов;
хозяйственная зона, предназначенная для организации эксплуатации полигона;
участок складирования ТКО, где размещаются и захораниваются отходы (участок складирования соединяется с хозяйственной зоной временной внутриплощадочной дорогой);
линия электроснабжения от внешних электрических сетей.
Массив отходов полигона ограничен системами инженерных сооружений, верхним окончательным покрытием и противофильтрационным экраном для управления эмиссией полигона - сокращения неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Выбор участка для полигона ТБО осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений, последние выполняются в соответствии со СНиП. Полигоны размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением размеров санитарно-защитной зоны.
Размещение полигонов не допускается:
на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;
в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;
в рекреационных зонах;
в местах выклинивания водоносных горизонтов;
в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Не допускается размещение полигонов на заболачиваемых и подтопляемых территориях. Перспективными для размещения полигонов являются участки, где в основании выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды залегают на глубине не менее двух метров. При этом грунты основания должны иметь коэффициент фильтрации не более 10 см/с (0,0086 м/сут.).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Для малонаселенных пунктов ввиду малых объемов образующихся отходов предусматривается строительство площадок временного (на срок до 11 месяцев) хранения твердых коммунальных отходов с целью их дальнейших транспортировки и захоронения.
Площадка для накопления (временного складирования отходов сроком до 11 месяцев) отходов в целях их дальнейших транспортирования и захоронения представляет собой огороженную площадку размером 30 на 20 метров с установленными контейнерами для накопления и раздельного хранения ТКО (морские 20-футовые) и стационарными компакторами (прессами) со сменными контейнерами.
Характеристики площадки: размер - 30 x 20 м; основание - дорожные плиты, гидроизоляция; ограждение - металлическая сетка; насыпь - песок 20 см, щебень 20 см; гидроизоляция - полимерное полотно; система сбора сточных вод - ж/б лотки по периметру площадки и септик для сбора сточных вод.