Транспортный комплекс города Севастополя, представленный всеми видами транспорта, кроме речного, является важным сектором экономики города Севастополя, напрямую влияющим на его социально-экономическое развитие. Транспортный комплекс города формировался с учетом его географического положения, характера расселения севастопольцев, специфики территориальной организации хозяйства, природных условий. Специфической особенностью города является наличие незамерзающей морской акватории на юго-западном побережье Черного моря, изрезанной множественными уникальными бухтами, защищенными от ветров.
Основную долю в перевозке грузов города Севастополя занимает морской транспорт (72,3 процента). В 2015 году перевозка грузов автомобильным и морским транспортом составила 488,3 тыс. т, из которых морским транспортом перевезено 353,0 тыс. т. Грузооборот автомобильного и морского транспорта в 2015 году составил 124,13 млн т-км, из которых морской - 99,82 млн т-км. В 2016 году морским транспортом перевезено более 1 млн т грузов, автомобильным - 671,6 тыс. т.
Для перевозки пассажиров используется автомобильный (автобусы), троллейбусный и морской транспорт. Всего в 2015 году перевезено 70319,3 тыс. человек, из которых основная часть перевезена троллейбусами (48367,2 тыс. человек) и автобусами (13857,2 тыс. человек - с учетом перевозок, выполненных субъектами малого бизнеса), морским транспортом - 8094,9 тыс. человек (в 2016 году - 6946,3 тыс. человек).
Самая высокая интенсивность перевозки пассажиров отмечена на троллейбусных линиях. В 2015 году она составила 3604,6 тыс. пасс.-км на 1 км длины путей, на автомобильных дорогах с твердым покрытием - 776,7 тыс. пасс.-км на 1 км длины путей, на морских судоходных маршрутах - 446,4 тыс. пасс.-км на 1 км длины путей.
Фактически транспортный поток уже выходит на пределы пропускной способности городской дорожной сети: 40,3 автомобиля на 1000 км дорог общего пользования в Севастополе (без учета незарегистрированных и транзитных транспортных средств); 43,2 - в ЮФО; 34,7 - в среднем по России.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в городе Севастополе составляет 925,6 км, из них с твердым покрытием - 855,9 км (92 процента). В городе Севастополе расположены 45 населенных пунктов, все они обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования. Протяженность автомобильных дорог в границах населенных пунктов составляет 663,7 км.
В 2015 году проведена инвентаризация и паспортизация неучтенных автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, расположенных во внутригородских муниципальных образованиях города Севастополя.
К автомобильным дорогам общего пользования регионального значения относятся дороги, соединяющие административный центр города Севастополя с административным центром Республики Крым, административный центр города Севастополя с административными центрами муниципальных округов города Севастополя; дороги, являющиеся подъездами к морским портам, аэропортам или железнодорожным станциям, объектам исторического и культурного наследия города Севастополя; дороги в составе туристических маршрутов регионального значения, а также дороги, проходящие по улицам города Севастополя и не имеющие обходов.
К дорогам общего пользования межмуниципального значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры муниципальных округов города Севастополя; дороги, соединяющие административные центры муниципальных округов с центрами населенных пунктов муниципальных округов; дороги, соединяющие населенные пункты с общей численностью постоянно проживающего населения более 100 человек; дороги, являющиеся подъездными к базам отдыха, загородным оздоровительным лагерям; дороги с автобусным движением по маршрутам школьных перевозок, а также дороги, проходящие по улицам города Севастополя.
Соответствует всем нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (прочность, ровность, сцепление) только 426,2 км автомобильных дорог, или 46,1 процента от общей их протяженности, что на 11,2 км больше, чем в 2015 году. Для сравнения: в городе Владивостоке - 70,9 процента, в городе Сочи - 73,7 процента, в городе Калининграде - 82 процента. Фактические межремонтные сроки составляют в среднем 40 - 50 лет при нормативе 12 лет на капитальный ремонт и 5 - 6 лет на общий ремонт.
С учетом нормативов межремонтных сроков при существующей протяженности автомобильных дорог ежегодно должно подлежать капитальному ремонту 78,15 км и общему ремонту - 155,16 км автомобильных дорог. В 2010 - 2013 годах ремонт автомобильных дорог составлял от 10 до 20 км в год.
В городе Севастополе функционируют 39 мостов и путепроводов общей протяженностью 1690 метров, из которых 25 (60 процентов) не удовлетворяют современным требованиям и 14 (36 процентов) не отвечают нормам по габариту и грузоподъемности.
Столь значительный износ автомобильных дорог, исчерпание их пропускной способности во многом сдерживают социально-экономическое развитие города Севастополя, обусловливают высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции.
Большая роль отводится в городе Севастополе морскому транспорту, особенно в перевозках грузов. Основные грузы - это строительные материалы, металлолом, грузы на паромах, нефтепродукты и рыба (Таблица 2).