Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА

Таблица 13


Анализ факторов внутренней и внешней среды города Севастополя

Сильные стороны S

Слабые стороны W

1. Благоприятные природно-климатические условия, большая территория, наличие в городской черте земель с различным функциональным назначением, протяженная береговая линия с большим числом удобных бухт.

2. Наличие опыта и материально-технической основы для базирования флота и воинских соединений, ремонта и обслуживания кораблей, судов, вооружений и военной техники.

3. Действие режима свободной экономической зоны.

4. Наличие сформированной системы городского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

5. Наличие сформированной транспортной системы (дорожная сеть, порт, аэропорт, железная дорога).

6. Высокая привлекательность города для проживания, работы и отдыха.

7. Высокое качество человеческого капитала, высокий уровень образования населения и самоорганизации граждан.

8. Благоприятная социокультурная среда для подготовки новых поколений высококвалифицированных специалистов.

9. Наличие сформированной системы начального, среднего, высшего образования и здравоохранения. Особый статус Севастопольского государственного университета.

10. Наличие истории, традиций и комплексов культурно-исторического назначения мирового уровня.

11. Наличие природных условий, традиций, инфраструктуры и потенциала для развития туризма, курортного отдыха

1. Эксклавное географическое положение и отсутствие скоростного транспортного сообщения с Республикой Крым и материковой Россией.

2. Недостаточная обеспеченность собственными источниками воды, тепло- и электроэнергии, устойчивой телекоммуникационной связью.

3. Неразвитость инфраструктуры обеспечения деятельности бизнеса: отсутствие крупных банков, юридических, страховых, консалтинговых компаний, офисных помещений, структур обслуживания. Низкий уровень электронных услуг.

4. Низкая эффективность работы основных обеспечивающих систем, высокая изношенность инженерных сетей и сооружений, отсутствие резервов, в том числе мощностей по утилизации и переработке отходов.

5. Недостаточное техническое оснащение объектов социальной сферы.

6. Низкий вклад гражданских видов деятельности в формирование доходов населения и бюджет города Севастополя.

7. Слабая обеспеченность социальной и коммунальной инфраструктурами внутригородских муниципальных образований города Севастополя, фактически являющихся сельскими поселениями.

8. Отсутствие полного учета деятельности физических и юридических лиц, объектов недвижимости и земельных участков.

9. Неразвитая инфраструктура курортного туризма, слабая обустроенность пляжей в черте города, отсутствие контроля за использованием и уровнем сервиса для отдыхающих в дачных домиках.

10. Сложная экологическая обстановка (стоки, выбросы, отходы).

11. Несбалансированность образовательной системы в части структуры выпуска и потребности в специалистах.

12. Несоответствие системы управления стоящим перед городом задачам

Возможности O

Угрозы T

1. Модернизация и обновление. Черноморского флота ВМФ России.

2. Реализация проектов по повышению транспортной доступности Республики Крым и города Севастополя.

3. Реализация проектов по энергетическому обеспечению.

4. Наличие финансовой поддержки из федерального бюджета.

5. Рост спроса на разработку и поставку высокотехнологичной продукции и услуг.

6. Ускорение перехода в российское нормативно-правовое поле и повышение качества и эффективности системы управления.

7. Опережающий рост внутреннего туризма в стране.

8. Возможность полного (частичного) снятия санкций

1. Снижение уровня финансовой поддержки из федерального бюджета.

2. Недофинансирование и отставание в реализации утвержденных федеральных и региональных программ и проектов.

3. Ужесточение экономических санкций.

4. Недостаточные темпы модернизации городских предприятий со стороны АО "Объединенная судостроительная корпорация", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

5. Усиление разногласий между русской православной церковью и Министерством культуры Российской Федерации.

6. Накопление нерешенных вопросов собственности объектов на территории города и задержка перехода хозяйственных субъектов в правовое поле Российской Федерации

1. Развитие всех видов туризма (курортного, яхтенного, событийного, культурно-исторического, научного, образовательного, оздоровительного, гастрономического).

2. Обеспечение предприятий города гарантированными заказами со стороны структур Минобороны России.

3. Увеличение перевалки грузов портами города как для нужд предприятий и населения города, так и для поставок вооружений и военной техники по внешнеэкономическим контрактам.

После отмены санкций вовлечение портов города в мировую систему торгового судоходства.

4. Развитие в городе новых секторов промышленности на базе индустриальных парков, технопарков, освоения наукоемкой продукции специального и двойного назначения.

5. Создание на базе Севастопольского государственного университета научно-инновационного центра морской специализации

1. Привлечение возможностей соединений и предприятий Минобороны России для решения критических проблем городского хозяйства.

2. Использование возможностей Минобороны России для развития инфраструктуры поддержки бизнеса (военно-финансовые, военно-страховые, военно-юридические и прочие структуры, военная ипотека, санаторно-курортное обслуживание военнослужащих).

3. Загрузка предприятий и транспортно-логистического комплекса города заказами Минобороны России

1. Увеличение присутствия Черноморского флота ВМФ России и других структур Минобороны России в экономике города.

2. Прорыв санкционной блокады города в первую очередь в гуманитарной сфере (научные, образовательные, культурные, детские, медицинские и прочие контакты и мероприятия).

3. Использование культурно-исторического туризма для налаживания международных контактов.

4. Создание международных союзов и установление партнерских отношений в сфере виноградарства и элитного виноделия.

5. Усиление роли общественных организаций в решении спорных вопросов городской жизни

1. Нарастание проблем города вследствие санкционных и недружественных действий других государств.

2. Замыкание экономики и городской жизни на вопросах обслуживания подразделений Минобороны России, фактическое превращение города в тыловую структуру армии и флота.

3. Утрата городом своей курортной привлекательности из-за неконкурентности инфраструктуры обслуживания.

4. Увеличение зависимости городского бюджета города Севастополя от федеральной поддержки


На этой основе выдвинуты предположения о совокупности возможных сценариев развития города Севастополя, предусматривающих оптимальное использование его конкурентных преимуществ (сильных сторон), возможностей, а также учет слабых сторон и ограничений.

Следует еще раз подчеркнуть, что субъект Российской Федерации - город Севастополь является городом федерального значения и этим выделяется как среди других субъектов Российской Федерации, так и среди городов федерального значения. Другие города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург - многократно превосходят город Севастополь по численности населения, объемам экономики и масштабам городского хозяйства.

При этом город Севастополь в силу своих конкурентных преимуществ, а именно:

- лучших стране природно-климатических условий;

- наличия удобных бухт для стоянки флота, предприятий судоремонта и яхтинга;

- расположения в городе соединений Минобороны России, в первую очередь Черноморского флота, обеспечивающих работой значительную часть населения города;

- наличия историко-культурных объектов, выдающегося потенциала для организации всех видов туризма;

- высокообразованного населения с большим опытом самоорганизации;

- практического обеспечения своих транспортных и энергетических потребностей;

- наличия одного из лучших специальных режимов ведения хозяйственной деятельности - свободной экономической зоны;

- обладает одним из самых высоких в стране потенциалов развития, реализация которого сдерживается в настоящее время самым жестким в России санкционным режимом, лишающим город возможности привлекать на свою территорию крупные производственные компании, российские и иностранные банки, операторов информационно-коммуникационных и туристических услуг, а также исключающим порты города Севастополя из международной системы торгового судоходства.