Сложившаяся практика управления городским хозяйством недостаточно нацелена на повышение его эффективности. Это относится как к использованию материально-технической базы, так и к работе управляющих служб. Более того, именно здесь четко прослеживается тенденция к скорейшему росту цен и тарифов до среднероссийского уровня. Не случайно ни в краткосрочной, ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе не прослеживается системных решений по опережающему повышению эффективности по отношению к росту цен и тарифов.
В вопросах государственного регулирования тарифов наблюдаются следующие проблемы:
1) отсутствуют механизмы долгосрочного тарифообразования, способствующие привлечению инвесторов;
2) отсутствует синхронизация программ развития предприятий РСО и коммунальной сферы;
3) перекрестное субсидирование населения производится за счет бюджетов и промышленности.
Это приводит к тому, что среди потребителей энергии:
1) рост тарифов провоцирует неплатежи;
2) низкое качество получаемых услуг и постоянный рост тарифов вызывает социальную напряженность;
3) отсутствие систем учета стимулирует рост потерь и неэффективного использования ресурсов.
В результате в энергетической инфраструктуре:
1) нет средств на развитие и модернизацию основных фондов;
2) имеет место низкая операционная эффективность компаний и отсутствие стимулов к снижению финансовых затрат;
3) затраты на топливо составляют от 37 до 62 процентов от себестоимости энергии;
4) преобладают аварийно-восстановительные ремонты вместо планово-предупредительных ремонтов сетевого хозяйства.
Сохранение такого отношения городских служб к проблеме эффективности коммунальной инфраструктуры неизбежно приведет к опережающему росту цен и тарифов на фоне деградации основных фондов и снижения качества продукции и услуг.
Изменение положения дел в городском хозяйстве возможно лишь при условии глубокого осознания того, что со временем должна быть свернута практика субсидирования операционной деятельности компаний со стороны бюджета города Севастополя (также как и финансирование строительства объектов городской жилищно-коммунальной инфраструктуры). Поэтому все инициативы органов государственной власти города Севастополя следует направить на повышение операционной эффективности работы предприятий, в том числе за счет применения прогрессивных технических решений.
Однако движение в этом направлении требует значительных финансовых ресурсов, причем в первую очередь частных. Для этого необходимо сформировать нормативно-правовую базу, позволяющую предприятиям (в том числе на концессионной основе) планировать долгосрочные программы развития (модернизации) соответствующей деятельности и зарабатывать за счет роста их эффективности (прибыльности), а не за счет роста тарифов (затрат).