Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА



Таблица 11


Доходная часть бюджета, 2016 год, млн рублей

Наименование поступления

План (млн руб.)

Факт (млн руб.)

% выполнения

В том числе полученных за счет видов экономической деятельности:

целиком финансируемых из бюджетной системы <1>

частично финансируемых из бюджетной системы <2>

финансируемых из внебюджетных источников <3>

значение

значение

в % к всего

%

значение

%

значение

%

значение

%

Всего

23572,7

21807,0

100

92,5

Налоговые и неналоговые доходы

10050,8

10329,0

47,4

102,8

2774

27

1012

10

2977

29

НДФЛ

5923,1

6043,3

27,7

102,0

2711

45

450

7

1164

19

Налог на прибыль организаций

1615,7

1613,4

7,4

99,9

26

2

468

29

985

61

Акцизы

284,0

297,1

1,4

104,6

0

0

0

0

297

100

Налоги на совокупный доход

660,3

682,8

3,1

103,4

15

2

43

6

446

65

Налоги на имущество

464,6

482,5

2,2

103,8

22

5

52

11

85

18

От использования гос. имущества

714,2

767,9

3,5

107,5

Другие налоговые и неналоговые доходы

388,9

442,0

2,1

113,7

Безвозмездные поступления

13521,9

11478,0

52,6

84,9

Дотации

7505,3

7501,2

34,4

99,9

Субсидии

3902,8

3570,3

16,4

91,5

Субвенции

756,8

619,9

2,8

81,9

Иные межбюджетные трансферты

817,4

657,6

3,0

80,5

Прочие безвозмездные поступления

539,6

327,1

1,5

60,6

Доходы от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий

11,8

0,1

Возврат остатков трансфертов

-1209,9

-5,6

________________

<1> Гос. управление и обеспечение безопасности; здравоохранение; образование.

<2> Производство и распределение газа/ЭЭ/воды; транспорт и связь.

<3> С/х; Обрабатывающая промышленность; Строительство; Торговля и услуги; Гостиницы и рестораны; Операции с недвижимостью, аренда и услуги.

Вместе с тем кардинальное решение проблемы наполнения бюджета города Севастополя собственными налогами возможно только при изменении структуры экономики города. Только увеличение в ней доли видов деятельности, связанных с производством добавленной стоимости, способно в корне изменить картину.

Пока же город Севастополь является единственным субъектом Российской Федерации, где поступления по налогу на прибыль в 3,7 раза меньше поступлений по НДФЛ. И это является следствием доминирования в экономике города видов деятельности, не связанных с производством добавленной стоимости. В Российской Федерации в целом и экономика, и структура налоговых поступлений иная. В экономике страны преобладают виды деятельности, связанные с производством добавленной стоимости, способные приносить в федеральный бюджет не только НДФЛ, но и налог на прибыль, поэтому в консолидированном бюджете страны объемы поступлений по налогу на прибыль и по НДФЛ примерно равны (10 процентов).

Задачи по наращиванию собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя могут быть решены при выполнении ряда условий.

В настоящее время не все виды производительной деятельности в городе Севастополе могут функционировать и развиваться самостоятельно. Большинство организаций, относящихся к производству и распределению электроэнергии, газа и воды, к сфере транспорта и связи, прямо или косвенно финансируются и будут в обозримом будущем финансироваться из бюджетной системы города Севастополя.

Кроме того, в городе Севастополе есть виды деятельности, организации, работники которых в состоянии самостоятельно оплачивать и операционные расходы, и расходы на развитие своего бизнеса. Причем речь в данном случае идет о такой коммерческой деятельности, которая может быть связана как с выполнением государственного заказа, так и с реализацией продукции и услуг на рынке.

Именно такие виды деятельности и осуществляющие их организации должны стать для города Севастополя полноценными источниками дополнительных доходов в его бюджет. В Таблице 11, кроме данных по фактическому объему и составу доходов бюджета, представлены результаты суммирования налоговых поступлений от организаций, осуществляющих разные виды деятельности и сгруппированных по степени их связанности с финансированием из бюджета города Севастополя.

К видам деятельности, полностью зависимым от финансирования из бюджета города Севастополя, отнесены государственное управление, образование и здравоохранение.

К частично зависимым видам деятельности - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также транспорт и связь. При этом главным инструментом сокращения объема их финансирования из бюджета города Севастополя должно стать повышение эффективности их работы, а не рост тарифов и цен на услуги и продукцию.

К полностью независимым видам деятельности от финансирования из бюджета города Севастополя в данной таблице отнесены сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, торговля и услуги, гостиницы и рестораны, операции с недвижимостью. Опережающее их развитие является самым эффективным способом увеличения доли собственных налоговых поступлений в бюджете города Севастополя.

При этом организации могут субсидироваться из бюджета города Севастополя на определенных условиях.

В 2016 году налоговые поступления от таких организаций составили 29 процентов от всех налоговых и неналоговых доходов города, или около 13 процентов от всех доходов бюджета города Севастополя. Расчеты показывают, что удвоение налоговых поступлений от этих организаций потребует увеличения размера их совокупного оборота примерно в четыре раза.

Отдельной проблемой при разработке системной программы по повышению доходов бюджета города Севастополя должна стать организация работы по выводу из тени не учтенной ныне деятельности юридических и физических лиц, объектов строительства, имущества и земли. В частности, требует специальной проработки вопрос о том, как используются в городе 6 млн кв. м площади домов, построенных на территории садовых участков. Некоторые из них, возможно, функционируют как объекты частного предпринимательства.

Отдельно следует отработать и вывод из тени заработной платы во внебюджетной сфере.

В целом же системная работа по улучшению собираемости налогов в городе должна привести к значительному увеличению доли собственных налогов в доходах бюджета города Севастополя. Налоговая нагрузка (по основным налогам) в расчете на одного экономически активного жителя в Севастополе и в Российской Федерации существенно различается (2016 год):

1) налог на прибыль: 7882 руб./чел. в Севастополе, 29758 руб./чел. в среднем по России;

2) НДФЛ: 29582 руб./чел. в Севастополе, 39396 руб./чел. в среднем по России;

3) акцизы: 1451 руб./чел. в Севастополе, 8640 руб./чел. в среднем по России;

4) налог на имущество организаций: 810 руб./чел. в Севастополе, 9983 руб./чел. в среднем по России.

Наиболее важные направления работы по получению дополнительных налогов в бюджет города Севастополя связаны с ростом производства в организациях, относящихся к производительным видам деятельности (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, торговля и услуги, гостиницы и рестораны, операции с недвижимостью), в части налога на прибыль и НДФЛ и выводом экономики из тени в части операционных затрат, оформления имущества и земли, создания условий для легализации предпринимательской деятельности, в том числе в сфере услуг и в области туризма.