Доходная часть бюджета, 2016 год, млн рублей
Наименование поступления | План (млн руб.) | Факт (млн руб.) | % выполнения | В том числе полученных за счет видов экономической деятельности: | ||||||
целиком финансируемых из бюджетной системы <1> | частично финансируемых из бюджетной системы <2> | финансируемых из внебюджетных источников <3> | ||||||||
значение | значение | в % к всего | % | значение | % | значение | % | значение | % | |
Всего | 23572,7 | 21807,0 | 100 | 92,5 | ||||||
Налоговые и неналоговые доходы | 10050,8 | 10329,0 | 47,4 | 102,8 | 2774 | 27 | 1012 | 10 | 2977 | 29 |
НДФЛ | 5923,1 | 6043,3 | 27,7 | 102,0 | 2711 | 45 | 450 | 7 | 1164 | 19 |
Налог на прибыль организаций | 1615,7 | 1613,4 | 7,4 | 99,9 | 26 | 2 | 468 | 29 | 985 | 61 |
Акцизы | 284,0 | 297,1 | 1,4 | 104,6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 297 | 100 |
Налоги на совокупный доход | 660,3 | 682,8 | 3,1 | 103,4 | 15 | 2 | 43 | 6 | 446 | 65 |
Налоги на имущество | 464,6 | 482,5 | 2,2 | 103,8 | 22 | 5 | 52 | 11 | 85 | 18 |
От использования гос. имущества | 714,2 | 767,9 | 3,5 | 107,5 | ||||||
Другие налоговые и неналоговые доходы | 388,9 | 442,0 | 2,1 | 113,7 | ||||||
Безвозмездные поступления | 13521,9 | 11478,0 | 52,6 | 84,9 | ||||||
Дотации | 7505,3 | 7501,2 | 34,4 | 99,9 | ||||||
Субсидии | 3902,8 | 3570,3 | 16,4 | 91,5 | ||||||
Субвенции | 756,8 | 619,9 | 2,8 | 81,9 | ||||||
Иные межбюджетные трансферты | 817,4 | 657,6 | 3,0 | 80,5 | ||||||
Прочие безвозмездные поступления | 539,6 | 327,1 | 1,5 | 60,6 | ||||||
Доходы от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий | 11,8 | 0,1 | ||||||||
Возврат остатков трансфертов | -1209,9 | -5,6 |
________________
<1> Гос. управление и обеспечение безопасности; здравоохранение; образование.
<2> Производство и распределение газа/ЭЭ/воды; транспорт и связь.
<3> С/х; Обрабатывающая промышленность; Строительство; Торговля и услуги; Гостиницы и рестораны; Операции с недвижимостью, аренда и услуги.
Вместе с тем кардинальное решение проблемы наполнения бюджета города Севастополя собственными налогами возможно только при изменении структуры экономики города. Только увеличение в ней доли видов деятельности, связанных с производством добавленной стоимости, способно в корне изменить картину.
Пока же город Севастополь является единственным субъектом Российской Федерации, где поступления по налогу на прибыль в 3,7 раза меньше поступлений по НДФЛ. И это является следствием доминирования в экономике города видов деятельности, не связанных с производством добавленной стоимости. В Российской Федерации в целом и экономика, и структура налоговых поступлений иная. В экономике страны преобладают виды деятельности, связанные с производством добавленной стоимости, способные приносить в федеральный бюджет не только НДФЛ, но и налог на прибыль, поэтому в консолидированном бюджете страны объемы поступлений по налогу на прибыль и по НДФЛ примерно равны (10 процентов).
Задачи по наращиванию собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя могут быть решены при выполнении ряда условий.
В настоящее время не все виды производительной деятельности в городе Севастополе могут функционировать и развиваться самостоятельно. Большинство организаций, относящихся к производству и распределению электроэнергии, газа и воды, к сфере транспорта и связи, прямо или косвенно финансируются и будут в обозримом будущем финансироваться из бюджетной системы города Севастополя.
Кроме того, в городе Севастополе есть виды деятельности, организации, работники которых в состоянии самостоятельно оплачивать и операционные расходы, и расходы на развитие своего бизнеса. Причем речь в данном случае идет о такой коммерческой деятельности, которая может быть связана как с выполнением государственного заказа, так и с реализацией продукции и услуг на рынке.
Именно такие виды деятельности и осуществляющие их организации должны стать для города Севастополя полноценными источниками дополнительных доходов в его бюджет. В Таблице 11, кроме данных по фактическому объему и составу доходов бюджета, представлены результаты суммирования налоговых поступлений от организаций, осуществляющих разные виды деятельности и сгруппированных по степени их связанности с финансированием из бюджета города Севастополя.
К видам деятельности, полностью зависимым от финансирования из бюджета города Севастополя, отнесены государственное управление, образование и здравоохранение.
К частично зависимым видам деятельности - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также транспорт и связь. При этом главным инструментом сокращения объема их финансирования из бюджета города Севастополя должно стать повышение эффективности их работы, а не рост тарифов и цен на услуги и продукцию.
К полностью независимым видам деятельности от финансирования из бюджета города Севастополя в данной таблице отнесены сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, торговля и услуги, гостиницы и рестораны, операции с недвижимостью. Опережающее их развитие является самым эффективным способом увеличения доли собственных налоговых поступлений в бюджете города Севастополя.
При этом организации могут субсидироваться из бюджета города Севастополя на определенных условиях.
В 2016 году налоговые поступления от таких организаций составили 29 процентов от всех налоговых и неналоговых доходов города, или около 13 процентов от всех доходов бюджета города Севастополя. Расчеты показывают, что удвоение налоговых поступлений от этих организаций потребует увеличения размера их совокупного оборота примерно в четыре раза.
Отдельной проблемой при разработке системной программы по повышению доходов бюджета города Севастополя должна стать организация работы по выводу из тени не учтенной ныне деятельности юридических и физических лиц, объектов строительства, имущества и земли. В частности, требует специальной проработки вопрос о том, как используются в городе 6 млн кв. м площади домов, построенных на территории садовых участков. Некоторые из них, возможно, функционируют как объекты частного предпринимательства.
Отдельно следует отработать и вывод из тени заработной платы во внебюджетной сфере.
В целом же системная работа по улучшению собираемости налогов в городе должна привести к значительному увеличению доли собственных налогов в доходах бюджета города Севастополя. Налоговая нагрузка (по основным налогам) в расчете на одного экономически активного жителя в Севастополе и в Российской Федерации существенно различается (2016 год):
1) налог на прибыль: 7882 руб./чел. в Севастополе, 29758 руб./чел. в среднем по России;
2) НДФЛ: 29582 руб./чел. в Севастополе, 39396 руб./чел. в среднем по России;
3) акцизы: 1451 руб./чел. в Севастополе, 8640 руб./чел. в среднем по России;
4) налог на имущество организаций: 810 руб./чел. в Севастополе, 9983 руб./чел. в среднем по России.
Наиболее важные направления работы по получению дополнительных налогов в бюджет города Севастополя связаны с ростом производства в организациях, относящихся к производительным видам деятельности (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, торговля и услуги, гостиницы и рестораны, операции с недвижимостью), в части налога на прибыль и НДФЛ и выводом экономики из тени в части операционных затрат, оформления имущества и земли, создания условий для легализации предпринимательской деятельности, в том числе в сфере услуг и в области туризма.