Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА

Таблица 3


Основные показатели занятости в Севастополе, на конец 2015 года

Наименование показателя

Севастополь

Республика Крым

Российская Федерация

значение

в % к населению

значение

в % к населению

значение

в % к населению

Численность населения, всего, тыс. чел.

416,3

100

1907,1

100

146545

100

В трудоспособном возрасте, тыс. чел.

236,6

57

1055

55

84199

57

Численность занятых, тыс. чел.

182,5

44

894,8

47

72324

49

Численность работников организаций, тыс. чел.

100,8

24,2

320,6

16,8

34084

23,3

Отношение работников организаций к численности занятых, %

55

36

47

Численность безработных, тыс. чел.

16,6

4,0

69,2

3,6

4263,9

2,9

Уровень безработицы, %

8,3

7,2

5,6


По Российской Федерации в целом и по всем отдельным субъектам Российской Федерации занятость в общем существенно выше численности работников с учетом их распределения по видам деятельности. Наличие этой разницы означает, что регулярной статистической отчетностью не учитывается часть занятого населения. Такую занятость можно условно обозначить как "неорганизованную занятость".

Наличие "неорганизованной занятости" в рыночной экономике - нормальное явление. Но эта "нормальность" и, главное, ее масштаб во многом зависят от доли сельского населения и определенной специализации конкретного субъекта Российской Федерации на том или ином виде деятельности или их совокупности.

Поэтому отношение "организованной" численности занятых (численность работников в организациях) ко всей занятости следует сравнивать по городам. В частности, в Севастополе это отношение на семь процентов ниже, чем во Владивостоке, что весьма существенно (58 и 65 процентов соответственно) <1>.

________________

<1> Меньшее отношение "организованной" занятости ко всей численности занятых в г. Сочи (49 процентов) объясняется его большей специализацией на туризме и повышенной вовлеченностью в этот вид деятельности индивидуального предпринимательства.

В совокупности все приведенные данные подтверждают, что трудовой потенциал населения города Севастополя в значительной мере недоиспользован.

Несомненно, что с учетом относительно более высокого качества населения его неполная вовлеченность в экономику обусловливает проблему "выпадающих доходов" как для экономики Севастополя, так и для страны в целом.

Большее вовлечение населения города Севастополя в экономику и социальную сферу является прямым способом наращивания в городе объемов производства товаров и услуг. Наличие такого резерва, как более полное вовлечение высококачественного человеческого капитала в экономику и социальную сферу города (оцениваемого в 4 - 5 процентов по отношению к численности населения), очень важно с точки зрения перспективы его развития. Соответственно, большая вовлеченность населения во все виды деятельности в городе Севастополе способна внести весомый вклад в увеличение доходов его бюджета.

Объемы и результаты работы в данном направлении следует рассматривать в контексте динамики всех этих показателей в недавнем прошлом. В частности, 25 лет назад занятость в городе Севастополе была значительно выше и составляла порядка 60 процентов от общей численности населения. Причем только в промышленности города работало более 90 тыс. человек. Сегодня численность работающих в обрабатывающей промышленности составляет, по данным Росстата, лишь около 11 тыс. человек.

Следует подчеркнуть, что изложенные выводы не исчерпывают всех возможностей увеличения доходов бюджета города Севастополя за счет увеличения занятости населения (в первую очередь "организованной"). Дополнительное повышение занятости может быть обеспечено за счет того, что в городе имеется значительная доля постоянно проживающего, но не зарегистрированного населения. По оценкам экспертов, она составляет не менее 20 процентов от общей численности городского населения (порядка 100 тыс. человек).

Наличие таких жителей, с одной стороны, свидетельствует о привлекательности города Севастополя для проживания и поиска работы, с другой - создает (наряду с устойчивым миграционным приростом) основу для выработки и проведения более активной (селективной) миграционной политики, способной привлечь в город высококвалифицированных рабочих и служащих.

Очевидно, что планомерное вовлечение незарегистрированных жителей во все виды деятельности способно увеличить масштабы производства в городе Севастополе и существенно пополнить доходы его бюджета. С учетом среднего уровня налоговых поступлений в расчете на одного занятого в организациях это вовлечение способно дать дополнительные поступления в бюджет города Севастополя порядка 1 млрд рублей.

Однако достижение такого результата потребует большой, целенаправленной и скоординированной работы всех органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.