Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



Рис. 20. Мероприятия по повышению производительности и реструктуризации, ресурсоэффективности


Повышение производительности труда и внедрение инструментов бережливого производства и менеджмента качества приведут к повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий, что, в свою очередь, повлияет на заинтересованность крупных предприятий в сотрудничестве с малыми компаниями.


Развитие системы кооперации планируется осуществить путем встраивания малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков через механизмы доступа к закупкам.


Развитию субконтрактации препятствуют сложности при лицензировании, аттестации и сертификации СМСП как отраслевых поставщиков продукции, недостаток у предприятий производственного оборудования и квалифицированного персонала.


Для решения данных проблем в Самарской области создаются и действуют специализированные организации инфраструктуры (региональные центры инжиниринга, центры прототипирования, центры сертификации, стандартизации и испытаний), деятельность которых направлена на повышение уровня технологической готовности малых и средних компаний к участию в производственных цепочках крупного бизнеса.


Развитие системы кооперации также будет осуществляться в рамках территориально-отраслевых кластеров, сформированных в Самарской области.


4. Развитие системы поставщиков.


Актуальным является вопрос поддержки малых компаний-поставщиков. В международном опыте широко распространена практика реализации масштабных программ по поддержке местных поставщиков, направленных на рост местного содержания в закупках государственных ведомств, государственных компаний и крупных недропользователей (рис. 21). Как правило, наиболее успешными подобными программами являются те, которые предполагают привлечение средств головных компаний для финансирования потенциальных поставщиков МСП. В Самарской области наиболее привлекательными отраслями для реализации таких программ являются автомобилестроение и пищевая промышленность.

Краткое описание инициативы

Комментарии

Цели

- Развитие долгосрочных партнерских отношений между крупными компаниями и субъектами МСП

- Создание в регионе развитой сети поставщиков, что дополнительно привлечет в регион крупные компании

Характеристики

Пример системы параметров для отбора субконтрактных производителей крупными компаниями

- Создание долгосрочных и взаимовыгодных связей между крупными компаниями и субъектами МСП.

Крупные компании разрабатывают программы сотрудничества и развития своих поставщиков

- Сотрудничество возможно в любых сферах: научно-техническое, торговое, контрактное производство, сертификация по различным стандартам, обучение

- Субъект МСП в рамках сотрудничества с помощью и при участии партнера (крупной компании) развивает требуемые компетенции, осваивает технологии, получает сертификаты

- Создание и развитие конкретных компетенций может осуществляться на принципах софинансирования субъектом МСП и крупной компанией, либо только субъектом МСП в обмен на обязательства со стороны крупной компании (долгосрочный контракт)

- Наличие производственных мощностей

- Наличие недвижимости

- Наличие сертификатов качества

- Наличие системы контроля качества

- Размер выручки компании

- Численность работающих

- Работники со знанием иностранных языков

- Наличие опыта контрактного производства

- Качество производственного оборудования

- Производительность труда

- Репутация компании на рынке

- Наличие судебных исков к компании

- Наличие опыта производства продукции на заказ

Риски

- Низкая заинтересованность крупных компаний в сотрудничестве с МСП

- Отсутствие у МСП финансовых и иных ресурсов, необходимых для участия в программах развития поставщиков