Повышение производительности труда и внедрение инструментов бережливого производства и менеджмента качества приведут к повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий, что, в свою очередь, повлияет на заинтересованность крупных предприятий в сотрудничестве с малыми компаниями.
Развитие системы кооперации планируется осуществить путем встраивания малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков через механизмы доступа к закупкам.
Развитию субконтрактации препятствуют сложности при лицензировании, аттестации и сертификации СМСП как отраслевых поставщиков продукции, недостаток у предприятий производственного оборудования и квалифицированного персонала.
Для решения данных проблем в Самарской области создаются и действуют специализированные организации инфраструктуры (региональные центры инжиниринга, центры прототипирования, центры сертификации, стандартизации и испытаний), деятельность которых направлена на повышение уровня технологической готовности малых и средних компаний к участию в производственных цепочках крупного бизнеса.
Развитие системы кооперации также будет осуществляться в рамках территориально-отраслевых кластеров, сформированных в Самарской области.
4. Развитие системы поставщиков.
Актуальным является вопрос поддержки малых компаний-поставщиков. В международном опыте широко распространена практика реализации масштабных программ по поддержке местных поставщиков, направленных на рост местного содержания в закупках государственных ведомств, государственных компаний и крупных недропользователей (рис. 21). Как правило, наиболее успешными подобными программами являются те, которые предполагают привлечение средств головных компаний для финансирования потенциальных поставщиков МСП. В Самарской области наиболее привлекательными отраслями для реализации таких программ являются автомобилестроение и пищевая промышленность.
Краткое описание инициативы | Комментарии |
Цели | |
- Развитие долгосрочных партнерских отношений между крупными компаниями и субъектами МСП - Создание в регионе развитой сети поставщиков, что дополнительно привлечет в регион крупные компании | |
Характеристики | Пример системы параметров для отбора субконтрактных производителей крупными компаниями |
- Создание долгосрочных и взаимовыгодных связей между крупными компаниями и субъектами МСП. Крупные компании разрабатывают программы сотрудничества и развития своих поставщиков - Сотрудничество возможно в любых сферах: научно-техническое, торговое, контрактное производство, сертификация по различным стандартам, обучение - Субъект МСП в рамках сотрудничества с помощью и при участии партнера (крупной компании) развивает требуемые компетенции, осваивает технологии, получает сертификаты - Создание и развитие конкретных компетенций может осуществляться на принципах софинансирования субъектом МСП и крупной компанией, либо только субъектом МСП в обмен на обязательства со стороны крупной компании (долгосрочный контракт) | |
- Наличие производственных мощностей - Наличие недвижимости - Наличие сертификатов качества - Наличие системы контроля качества - Размер выручки компании - Численность работающих - Работники со знанием иностранных языков - Наличие опыта контрактного производства - Качество производственного оборудования - Производительность труда - Репутация компании на рынке - Наличие судебных исков к компании - Наличие опыта производства продукции на заказ | |
Риски | |
- Низкая заинтересованность крупных компаний в сотрудничестве с МСП - Отсутствие у МСП финансовых и иных ресурсов, необходимых для участия в программах развития поставщиков |