Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



2.1. Сценарии развития региона


Настоящая Стратегия учитывает ключевые возможные внешние факторы: варианты и перспективы развития экономики России в целом. Для определения экономического и институционального контекста, в рамках которого предстоит развиваться региону, а также для определения возможностей и ограничений при выборе конкретной региональной политики разработано пять сценариев развития региона.


Для построения сценариев развития внешней среды, влияющих на развитие Самарской области, выбраны два ключевых фактора - конъюнктура мирового рынка энергоресурсов и качество институциональной среды (уровень развития политических и социальных институтов) в Российской Федерации.


Структурные изменения в мировом потреблении энергоресурсов определяют конъюнктуру соответствующего мирового рынка и являются одной из ключевых неопределенностей для будущего российской экономики. Высокие цены на нефть и газ могут обеспечить сильное макроэкономическое положение страны, низкий уровень цен способен вызвать относительную дестабилизацию экономики Российской Федерации. На уровне Российской Федерации конъюнктура рынка энергоресурсов определяет доходную часть бюджета и влияет на реализацию крупных инвестиционных проектов, потребительский спрос, объем гособоронзаказа и прочее. Как следствие, стоимость энергоресурсов влияет на объем федеральных поступлений в региональный бюджет, а также с учетом отраслевой специфики региона - на доходную часть бюджета и себестоимость продукции, в первую очередь - выпускаемой нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями.


Вторым важнейшим фактором является качество институциональной среды, которое представляет собой объединение целого ряда факторов, влияющих на конкурентоспособность страны. В первую очередь речь идет о таких факторах, как уровень коррупции, влияющий на эффективность работы властей, качество судебной системы и уровень доверия к судебной власти, от которых зависит эффективность решения хозяйственных споров и готовность предпринимателей решать вопросы в судебном, законном порядке. Не менее важной является эффективность финансового рынка и уровень доверия к финансовой системе, от которых зависит напрямую доступность финансов для развития предприятий. Важны также такие институциональные факторы, как уровень рыночной конкуренции, качество работы антимонопольной службы, барьеры для ведения бизнеса, состояние федеральных и региональных институтов развития и другие.


На уровне региона изменение качества институциональной среды, в первую очередь, влияет на федеральную политику в отношении регионов, на уровень автономности региона при реализации стратегических решений регионального уровня и качество работы ключевых федеральных институтов в регионе - судов, правоохранительной системы, контролирующих органов. При этом предполагается, что лидерских позиций смогут добиться те регионы, которые первыми смогут активизировать работу по улучшению институциональной среды на своей территории.


На динамику развития Самарской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут оказывать влияние такие внутренние факторы, как демографические процессы, состояние рынка труда и уровень занятости, уровень и качество жизни населения, инвестиционный климат и эффективность привлечения инвестиционных ресурсов, предпринимательская деятельность и поддержка конкурентной среды, развитие производственной и транспортной инфраструктуры, состояние основных фондов, эффективность государственных расходов и другие.


Существенное влияние на развитие экономики области окажет реализация комплекса мер, направленных на решение задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)


Различные комбинации факторов определяют пять сценариев, по которым будет развиваться Самарская область и осуществляться региональная политика (рис. 1).