Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



Таблица 12.1



Численность и структура иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Самарской области в 2018 - 2021 годах

Наименование показателя

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

человек

%

человек

%

человек

%

человек

%

Численность иностранных граждан - всего

56584

100,0

62135

100,0

55621 <*>

100,0

69603

100,0

В том числе по отдельным категориям:

численность иностранных граждан государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющих трудовую деятельность в Самарской области

24576

43,4

32258

51,9

37397

67,2

45455

65,3

численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента

28818

50,9

25792

41,5

13595

24,4

19055

27,4

численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу

696

1,2

554

0,9

504

0,9

479

0,7

из них:

высококвалифицированные специалисты

179

0,3

288

0,5

266

0,5

265

0,4


________________


* Сокращение численности иностранных работников по итогам 2020 года обусловлено рядом ограничений, введенных Правительством Российской Федерации в связи с реализацией мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.


В структуре численности иностранных работников отмечается тенденция увеличения доли граждан стран Евразийского экономического союза, которые в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 имеют право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешительных документов. Одновременно происходит сокращение доли иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, что обусловлено регулированием их численности в целях защиты регионального рынка труда с учетом потребности экономики.


Основными сферами экономической деятельности, в рамках которых осуществляется привлечение иностранной рабочей силы, являются строительство, обрабатывающие производства, торговля, административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги, сельское хозяйство, водоснабжение, транспортировка и хранение.


Стратегическое видение позитивной роли внешней трудовой миграции для развития Самарской области связано с необходимостью обеспечения потребности регионального рынка труда в дополнительной рабочей силе в условиях сокращения численности населения, относительно низких параметров естественного воспроизводства, старения населения.


Стратегической целью в сфере привлечения в экономику Самарской области иностранных трудовых мигрантов является восполнение кадрового дефицита регионального рынка труда для устойчивого развития региона.


При этом соблюдается основополагающий принцип приоритетного права трудоустройства местных жителей и, соответственно, поддержание баланса регионального рынка труда.


Основное направление политики в сфере внешней трудовой миграции - повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников исходя из ситуации на рынке труда и тенденций ее изменения в долгосрочном периоде с учетом потребностей экономики области. Один из важнейших механизмов данной деятельности предполагает привлечение в регион квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан по востребованным работодателями профессиям и специальностям.


В указанной связи к основным задачам политики в сфере внешней трудовой миграции относятся определение вероятности возникновения дефицита кадров на региональном рынке труда, который невозможно восполнить за счет местной рабочей силы, расчет объемов потребности в привлечении иностранной рабочей силы.


На долгосрочную перспективу определены целевые ориентиры потребности в иностранных работниках, представленные в таблице 12.2.