Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



7. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии


Суммарная стоимость стратегических проектов, предусмотренных к реализации до 2030 года (приложение 5), по оценке, может составить порядка 1 трлн. рублей. По целевому сценарию развития за период 2016 - 2030 годов в экономику региона могут быть привлечены инвестиции в основной капитал в суммарном объеме свыше 9 трлн. рублей. При этом доля инвестиций в основной капитал в объеме валового регионального продукта в Самарской области увеличится с 24,4% в 2015 году до 31% в 2030 году.


Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, и их структура по источникам финансирования приведены в приложениях 6 и 7 к настоящей Стратегии.


Из общей суммы средств в объеме 9 трлн. рублей в 2016 - 2020 годах будет профинансировано 1,6 трлн. рублей, в 2021 - 2025 годах - 2,8 трлн. рублей и в 2026 - 2030 годах - 4,6 трлн. рублей.


Основным инвестиционным ресурсом Стратегии являются собственные средства организаций, их совокупный объем за 2016 - 2030 годы составит 5,5 трлн. рублей.


Вторым по значимости источником финансирования мероприятий Стратегии являются кредиты банков и заемные средства других организаций, причем их роль в период реализации Стратегии будет возрастать. При сокращении доли собственных средств организаций в общем объеме инвестиций (по полному кругу организаций) с 67,5% в 2016 году до 57,7% в 2030 году доля данного источника финансирования увеличится с 14,5 до 22%. Реализация включенных в Стратегию крупномасштабных инвестиционных проектов частных компаний потребует привлечения значительных объемов заемного финансирования. Суммарный объем средств, привлекаемых на возвратной основе, за 2016 - 2030 годы составит более 1,6 трлн. рублей.


Для реализации Стратегии планируется привлечь 170 млрд. рублей инвестиций из-за рубежа. К 2030 году на долю инвестиций из-за рубежа будет приходиться 2,5% всех инвестиций (в 2016 году - 1,4%). Иностранные инвестиции необходимы, прежде всего, для создания на территории региона современных высокотехнологичных производств с целью обеспечения развития приоритетных и создания новых кластеров.


Совокупный бюджетный инвестиционный ресурс Самарской области за 15 лет может составить 694 млрд. рублей (порядка 15% от суммарных доходов консолидированного бюджета Самарской области).


Сумма привлекаемых средств федерального бюджета для реализации Стратегии за 2016 - 2030 годы составит более 350 млрд. рублей. Привлечение федеральных ресурсов планируется в рамках федеральных программ для строительства социально значимых и инфраструктурных проектов. Будет активно использоваться ресурс федеральных финансовых институтов развития, других мер государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты.


Таким образом, в целом Самарская область обеспечена достаточным объемом инвестиционно-финансовых ресурсов для предполагаемых к реализации инвестиционных проектов. Более того, имеется возможность реализации дополнительных инвестиционных проектов по обозначенным приоритетам и стратегическим направлениям социально-экономического развития Самарской области в долгосрочной перспективе.


Вместе с тем существуют риски, связанные с ограничениями в привлечении как внебюджетных, так и бюджетных финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.


Геополитическая нестабильность, применение к России санкционного режима со стороны США и Европейского союза, в том числе ограничение доступа российских компаний к мировому рынку капитала и технологиям, могут привести к сохранению достаточно жестких условий привлечения заимствований и общей неуверенности инвесторов в долгосрочной перспективе. Все это негативно скажется на инвестиционной активности частных инвесторов и приведет к сокращению инвестиционных расходов как за счет собственных, так и кредитных средств.


Неблагоприятные внутренние и внешние факторы несут в себе значительные риски для доходной части бюджетов всех уровней. Замедление экономического роста, негативные глобальные тенденции на мировых сырьевых рынках могут вызвать существенное снижение доходов бюджета, а необходимость обеспечения выполнения социальных обязательств привести к оптимизации и существенному снижению государственных инвестиционных расходов.