Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)




Рис. 17. Упрощенная цепочка создания стоимости товаров (работ, услуг) в автомобилестроительном кластере


В целях выявления преимуществ и проблемных зон, угроз и возможностей развития автомобилестроительного кластера проведен SWOT-анализ кластера.


Основными сильными сторонами автомобилестроительного кластера являются:


развитые сборочные производства и экосистема поставщиков автокомпонентов;


привлечение на территорию области международного лидера в области сборки автомобилей (альянс "Рено-Ниссан");


логистическая близость производств автокомпонентов и сборочных производств;


активная политика региональных властей по развитию кластера.


Основными слабыми сторонами автомобилестроительного кластера являются:


зависимость кластера от стратегии развития ПАО "АВТОВАЗ" (альянса "Рено-Ниссан");


низкая диверсификация продуктовой линейки автомобилей и ослабевающие позиции в текущих продуктовых сегментах (рис. 18). Тогда как ведущие международные производители стараются расширить присутствие во всех классах автомобилей, ПАО "АВТОВАЗ" представлен лишь в пяти из них, что является критичным для автомобилестроительного кластера Самарской области, так как ПАО "АВТОВАЗ" является основным производителем в кластере Самарской области с долей около 90%. Это наряду с ростом стоимости автомобилей при отсутствии качественных изменений в комфортности, надежности и дизайне моделей, потерями преимуществ в соотношении "цена-качество" привело к росту конкуренции в нише недорогих легковых автомобилей и утрате лидерства на российском автомобильном рынке в пользу иномарок российской сборки;