Территория Самарской области стала частью Российского государства в середине XVI века. В месте слияния рек Самары и Волги город Самара был основан как пограничная крепость.
В 1850 году Самарская губерния была выделена в самостоятельную административную единицу. Активному экономическому развитию региона во многом способствовала торговля зерном: Самара имела крупнейшую в России зерновую биржу. Доходы от зерновой торговли позволили развить промышленность региона, образование, здравоохранение, культуру и архитектуру. В результате развития речного транспорта и строительства железных дорог Самара стала важным транзитным перевалочным пунктом и крупным торговым центром. Все это способствовало росту численности населения и значимости города: Самара стала центром расположения крупных коммерческих предприятий, что отразилось на архитектуре города, развитии культурных объектов, формировании городского сообщества.
В начале XX века губерния была активно вовлечена в гражданскую войну. Власть в городе в течение двух лет переходила от войск городских повстанцев и "белочехов" к большевикам. В 1935 году Самара переименована в Куйбышев в честь В.В. Куйбышева.
В годы Великой Отечественной войны Куйбышев стал одним из стратегически важных городов. В Куйбышевскую область были эвакуированы заводы как по производству узлов и деталей самолетов ИЛ-2, так и строительству самолетов ИЛ-2, а также крупные машиностроительные заводы, запущен Сызранский нефтеперерабатывающий завод, ключевой задачей которого стало обеспечение армии горючим материалом. Были перемещены представительства большого числа иностранных государств, а также создана резиденция главы ЦК КПСС. Статус Куйбышева возрос настолько, что его стали называть столицей тыла. Рядом со строящимися промышленными предприятиями создавались новые города, например, Новокуйбышевск.
В послевоенные годы продолжилось ускоренное экономическое и промышленное развитие региона. Область стала одним из крупнейших нефтедобывающих регионов, а после постройки Куйбышевского и Новокуйбышевского нефтеперерабатывающих заводов - крупнейшим нефтеперерабатывающим регионом. Дальнейшее развитие области во многом концентрировалось вокруг новых созданных нефтеперерабатывающих заводов, что способствовало социально-экономическому развитию Новокуйбышевска и Сызрани.
Важной основой как для последующего развития промышленности, так и комфортной жизни жителей региона стал запуск в 1955 году Жигулевской гидроэлектростанции (далее - ГЭС).
Одним из ключевых факторов, оказавшим существенное влияние на будущее развитие Самарской области, стало формирование аэрокосмического комплекса, базой для которого послужили авиационные предприятия, перемещенные в Самару в годы войны, в частности одно из крупнейших советских предприятий отрасли - авиационный завод N 1, производивший бомбардировщики Ил и истребители МиГ.
В 60 - 70-е годы в регионе продолжается развитие химической и аэрокосмической промышленности. Первая и вторая ступени ракеты-носителя "Восток", которая вывела на орбиту Юрия Гагарина, были произведены на Куйбышевском заводе "Прогресс". Завод стал основным советским производителем ракет-носителей. В частности, модификации ракеты-носителя "Союз", впервые запущенной в 1966 году, активно используются по настоящее время.
Во второй половине 60-х годов произошло событие, предопределившее также будущую специфику региона - по технологии крупнейшего итальянского автопроизводителя "Фиат" в регионе в рекордно короткие сроки был построен новейший и крупнейший в Советском Союзе Волжский автомобильный завод: в 1967 году начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция - автомобили LADA 2101. В целях обеспечения комфортными условиями проживания людей, работающих на заводе, и их семей был построен город Тольятти, ставший новой ключевой "точкой роста" в регионе и во всем Поволжье, население которого уже к концу 80-х годов превышало 600 тыс. человек.
Индустриальное развитие Самарской (Куйбышевской) области в 50 - 80-е годы 20 века не только обеспечило мощную промышленную базу, но и сформировало уникальную модель расселения в регионе: вокруг особо охраняемой природной территории - Жигулевского государственного природного заповедника им. И.И. Спрыгина (далее - Жигулевский заповедник) - сформировалось целое кольцо городов, каждый из которых отличался и своим архитектурным обликом и стилем жизни городского сообщества.
В сложные для большинства регионов 90-е годы экономика Самарской области находилась в более благоприятном положении, чем большинство регионов Поволжья и Российской Федерации. Это было обусловлено, прежде всего, наличием в регионе Волжского автомобильного завода, на продукцию которого в стране существовал устойчивый спрос, а также развитых нефтедобывающего и нефтехимического комплексов.
Однако временное благоприятное положение оказало в долгосрочном периоде негативное воздействие на Самарскую область - в то время, когда во многих других российских регионах шли вынужденные модернизационные процессы, крупный бизнес в области был в меньшей степени мотивирован к серьезным изменениям, что в итоге привело к замедлению темпов развития по сравнению с регионами-конкурентами, которые начали развиваться быстрее. Несмотря на это, в настоящее время Самарская область - один из ведущих регионов России, который обладает значительными трудовыми, производственными ресурсами и в силу своего благоприятного географического положения и накопленного экономического потенциала занимает важное место в экономике страны и Приволжского федерального округа (далее - ПФО).