Исторически многие производители автокомпонентов были выделены непосредственно из ПАО "АВТОВАЗ". В отличие от зарубежных аналогов компаний - сборщиков автомобилей, концентрирующихся на интеграции и координации разработок, компетенции по разработке новой продукции, в том числе и автокомпонентов, остались на ПАО "АВТОВАЗ". У региональных производителей автокомпонентов направление инжиниринга не развивалось. Ориентация на единственного потребителя и отсутствие разработки новой продукции не позволило производителям компонентов развиваться на мировых рынках. Таким образом, в автомобилестроительном кластере Самарской области сложилась ситуация, в которой производители автокомпонентов не обладают конкурентными преимуществами, такими как низкие удельные затраты от эффекта масштаба и наличие инжиниринговых компетенций и разработок новой продукции.
Анализ возможностей и угроз позволяет определить основные тенденции, способные положительно повлиять на развитие кластера, и основные риски, сдерживающие его развитие.
Основными возможностями развития автомобилестроительного кластера являются:
рост российского рынка автомобилей. В настоящее время средний уровень обеспеченности населения автомобилями в России ниже, чем во многих развитых странах. Этот фактор, наряду с общим ростом благосостояния населения, будет способствовать росту рынка автомобилей в России. По оценкам, к 2020 году рынок легковых автомобилей в России достигнет уровня 2 млн. автомобилей в год;
развитие экспорта автомобилей и автокомпонентов в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ);
повышение требований в федеральном законодательстве к срокам локализации и объемам локализованных производств международных игроков;
реализация политики импортозамещения в Российской Федерации будет способствовать увеличению спроса на продукцию производителей автомобилей и автокомпонентов кластера;
размещение и расширение производств международных производителей автокомпонентов и сборочных производств на территории Самарской области;
размещение инжиниринговых центров международных производителей на территории Самарской области;
использование процесса интеграции ПАО "АВТОВАЗ" в альянс "Рено-Ниссан" для адаптации региональных производителей автокомпонентов к новым требованиям.
К основным угрозам развития автомобилестроительного кластера можно отнести:
вытеснение с российского рынка продукции ПАО "АВТОВАЗ" иномарками российского производства и импортными автомобилями, в том числе вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО);
снижение конкурентоспособности и вытеснение с рынка производителей автокомпонентов и замещение региональных продуктов импортом. Большинство российских производителей автокомпонентов являются неэффективными. Низкая доступность финансовых ресурсов и технологическое отставание привело к низкому уровню конкурентоспособности российских производителей автокомпонентов. В условиях растущих объемов российского автомобильного рынка растет и привлекательность российского рынка для международных производителей автокомпонентов. Вступление России в ВТО снижает барьеры для международных производителей и ограничивает возможности государства в оказании поддержки российским производителям автокомпонентов. Эти факторы создают угрозу вытеснения с рынка для российских производителей автокомпонентов. В настоящее время значительное количество ведущих мировых производителей автокомпонентов, таких как Bosch, Delphi и Magna, запустили производство в России;
активное развитие в будущем в России локализации производства иномарок, многие регионы имеют амбициозные планы по наращиванию производства (рис. 20). Рост локализации приведет к росту конкуренции между регионами России и странами Таможенного союза за привлечение иностранных производителей на свою территорию. Основными конкурентами Самарской области станут Санкт-Петербург и Калужская область, а также Республика Казахстан;