Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2007 ГОДУ"


Финансирование отрасли здравоохранения


В настоящее время Правительством Российской Федерации определены приоритеты дальнейшего развития и реформирования здравоохранения через оптимизацию его финансового обеспечения, реализуемых через:

- ориентацию на конечный результат с поэтапным переходом организаций здравоохранения преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансирования медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;

- реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда.

Стратегическим направлением развития финансирования здравоохранения является создание одноканальной системы финансирования отрасли, предусматривающей передачу всех средств на финансирование территориальной программы государственных гарантий в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Только на такой основе можно обеспечить единство финансового планирования, создать рациональную систему экономических стимулов для медицинских организаций, нацеленных на проведение реструктуризации.

Основной предпосылкой перехода на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования явились мероприятия по внедрению бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, озвученной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

В целях перехода на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования Правительством Республики Тыва приняты и утверждены основополагающие нормативно-правовые акты:

постановление Правительства Республики Тыва от 27 февраля 2007 года N 293 "О Программе государственных гарантий оказания населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи и перечне видов медицинской помощи и услуг, не входящих в Программу государственных гарантий оказания населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи на 2007 год";

постановление Правительства Республики Тыва от 27 февраля 2007 года N 292 "О финансовых нормативах Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Тыва бесплатной медицинской помощи на 2007 год";

постановление Правительства Республики Тыва от 20 марта 2007 года N 380 "О плане мероприятий по поэтапному переходу учреждений здравоохранения республики на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования".

Применение данного принципа финансирования является переходным периодом, при котором с целью изучения практики 2007 года в дальнейшем все учреждения здравоохранения и другие статьи расходов (кроме расходов на коммунальные услуги, капитальный ремонт, приобретение оборудования) будут переведены на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования.

Удельный вес бюджетного финансирования здравоохранения в общей структуре расходов государства в Российской Федерации составляет 4,5%, в Республике Тыва этот показатель достигает 25%. Финансирование системы здравоохранения республики за счет средств консолидированного бюджета Республики Тыва в 2007 году составило 2129,94 млн. рублей (или 99,6% от плана в сумме 2137,6 млн. рублей), что больше по сравнению с 2006 годом на 288,21 млн. рублей.

Среди источников финансирования здравоохранения в Республике Тыва основную долю в консолидированном бюджете занимают средства внебюджетных источников (ОМС) - 61,4% (1311,143 млн. рублей, что больше уровня прошлого года в 2,1 раза и связано с переходом на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования), поступления из бюджетных источников - 36,4% (776,517 млн. рублей), платные услуги - 2,1% (42,3 млн. рублей). В Российской Федерации средства бюджета составляют 52%, средства обязательного медицинского страхования - 48%. Дефицит финансового наполнения ТПГГ в Российской Федерации ежегодно составляет около 20%.

На выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Тыва бесплатной медицинской помощи в 2007 году направлено 2091,05 млн. рублей или 100,7% от плана (2105,82 млн. рублей), в том числе:

- из средств бюджета на оплату медицинской помощи направлено 776,517 млн. рублей (98,1% от плана);

- из средств ОМС - 1311,143 млн. рублей (100% от плана), из них на погашение задолженности прошлых лет направлено 14,254 млн. рублей, в том числе оплачены страховые взносы на неработающее население органами местного самоуправления республики в сумме 806,728 млн. рублей.

Анализируя расходы на здравоохранение республики можно сделать вывод, что бюджет отрасли направлен на поддержание, а не на развитие. Ежегодный прирост составляет не более, чем уровень планируемой инфляции. Неэффективность системы финансирования характеризует и тот факт, что при распределении бюджетных ассигнований (в предыдущие годы) между лечебно-профилактическими учреждениями республики нет единого принципа. Так, стоимость 1 койко-дня по продуктам питания по бюджету могла лавировать от 10 руб. 43 коп. до 101 руб., по медикаментам - от 15 руб. 09 коп. до 119 руб. 70 коп.

Тяжелым бременем легли на бюджетные учреждения введенные в 2007 году налоги на имущество и земельные участки. Налоги, пени и штрафы оплачиваются за счет средств бюджета, а также платных услуг, источником которых являются собственные средства больного человека. В тарифах по оплате медицинских услуг через страховую медицинскую организацию из-за дефицита средств предусмотрены мизерные суммы (на 1 посещение - 50 коп., на один койко-день - 1 руб. 07 коп.).

Фактический подушевой норматив финансирования согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Республики Тыва составляет 7249,36 руб. (РФ - 3951,7 руб.) против 5609,1 руб. в 2006 году (РФ - 3378,0 руб.). Сравнительный анализ подушевого норматива показывает, что расходы на здравоохранение в республике с учетом районных и северных коэффициентов почти достигли уровня Российской Федерации.

Необходимо отметить, что тариф на одну единицу медицинской помощи значительно ниже, чем это предусмотрено нормативно-правовой базой по Российской Федерации. Основной причиной этого является высокая обеспеченность медицинскими койками круглосуточного стационара. Для приведения показателя обеспеченности койками к среднероссийским нормативам необходимо сократить 1200 коек и более 800 штатных единиц.

В общей структуре финансирования основную долю занимают расходы на оплату труда медицинских работников - 73%, расходы на приобретение медикаментов - 8%, продукты питания - 5%, приобретение оборудования - 2%, капитальный ремонт - 1%.

Средняя заработная плата в отрасли в 2007 году составила 8933,6 руб. (без учета доплат, выплачиваемых участковым врачам-терапевтам, педиатрам, врачам родовспомогательной помощи и другим, участвующим в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье"), в том числе заработная плата врачей - 15748 руб., среднего медицинского персонала - 10260 руб., младшего медицинского персонала - 5248 руб., прочего персонала - 7150 руб. Среднемесячная заработная плата по лечебно-профилактическим учреждениям по плану лавирует от 4643 руб. в месяц на 1 штатную единицу до 8933,6 руб. Разрыв по фактически начисленной заработной плате еще выше.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года средняя заработная плата работников здравоохранения увеличилась на 1783,6 руб., данное повышение связано с увеличением тарифных ставок в 2007 году.

В связи с введением на территории республики одноканального финансирования по пяти статьям из средств системы обязательного медицинского страхования в 2007 году изменилась форма оплаты труда медицинских работников, то есть, внедрена коллективная форма организации труда. Данная форма организации и оплаты труда предполагает оплату труда медицинских работников системы ОМС исходя из фактически выполненных объемов работы. С целью разъяснения данной формы оплаты труда в начале 2007 года Минздравом Республики Тыва утверждены Методические рекомендации по оплате труда работников учреждений здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования (приказ Минздрава Республики Тыва от 13 апреля 2007 года N 431). В соответствии с ними фактическое начисление заработной платы не должно превышать заработанных средств в системе обязательного медицинского страхования, то есть должен соблюдаться принцип достижения конечных результатов деятельности учреждения.

С целью разъяснения новой формы оплаты труда специалистами расчетно-экспертного центра совместно с планово-экономическим отделом Министерства согласно приказу от 27 февраля 2007 года N 223 "О проведении семинара-совещания по вопросам организации и порядка оплаты труда в условиях внедрения одноканального финансирования" проведены выездные семинары-совещания по организации и порядку оплаты труда в условиях одноканального финансирования во всех учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования. На данных выездных семинарах подробно разъяснялись лечебно-профилактическим учреждениям следующие вопросы:

- принцип расчета планового фонда оплаты труда и фактической заработной платы в условиях одноканального финансирования;

- организация работы бригады и распределение КТУ;

- принятые нормативно-правовые акты по поэтапному переходу на одноканальное финансирование в 2007 году;