Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2007 ГОДУ"

Раздел 7. Реализация национального приоритетного проекта "Здоровье"

Приоритетный национальный проект "Здоровье" положил начало глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы отрасль получила значительные государственные вложения: в кадры здравоохранения, материально-техническую базу, развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" в республике проводилась в соответствии с планом мероприятий и сетевым графиком реализации нацпроекта "Здоровье" на 2007 год. Продолжилось исполнение мероприятий по повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению, дальнейшему укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, материальному стимулированию медицинских работников первичного звена здравоохранения.

Фактическое финансирование нацпроекта "Здоровье" в 2007 году составило 243,795 млн. рублей или 93,3% при уточненном плане 261,332 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 201,021 млн. рублей или 94,2% при плане 213,493 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета - 39,463 млн. руб. или 100% при уточненном плане - 39,463 млн. рублей, за счет средств муниципальных бюджетов - 12,128 млн. рублей или 46% при уточненном плане 26,136 млн. рублей.

С целью эффективного выполнения мероприятий по подготовке и переподготовке участковых врачей, врачей общей практики и их медсестер для повышения уровня квалификации медицинских работников первичного звена обучено 42 участковых педиатра, 51 участковый терапевт, 5 врачей общей практики и 309 средних медицинских работников.

В республике первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 80 педиатрических (при нормативе 125) и 81 терапевтических (при нормативе 119) участков. Территориальным фондом ОМС заключены договоры с 21 ЛПУ для осуществления дополнительных денежных выплат участковым врачам и их медицинским сестрам. За выполнение задания по оказанию первичной медико-санитарной помощи с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи получили денежные выплаты 169 участковых врачей на сумму 27,065 млн. рублей, 192 участковых медсестры - 16,163, 160 медперсонала ФАПов - 9,518, 175 медперсонала скорой медицинской помощи - 11,381 млн. рублей.

В рамках проекта существенно увеличилась среднемесячная зарплата, которая составила у участковых врачей 25,7 тыс. рублей, участковых медсестер - 17,3, медперсонала ФАПов - 14,3 и медперсонала скорой медицинской помощи (врачи - 26,0, фельдшера - 19,0; медсестры - 9,5). Эффективным инструментом притока медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения, повышение социального престижа врача являются размеры заработной платы. Уровень укомплектованности врачебных ставок повысился в среднем до 78%. Коэффициент совместительства участковых врачей снизился с 1,8 до 1,2. Это говорит о снижении нагрузки на медицинский персонал и, в определенной степени, о повышении качества медицинского обслуживания.

В лечебно-профилактические учреждения республики поставлено за счет средств федерального бюджета 64 единицы диагностического оборудования, в том числе рентгенологическое оборудование - 12, эндоскопическое оборудование - 16, лабораторное оборудование - 6, ЭКГ-аппараты - 10, УЗИ-аппараты - 11, фетальные мониторы - 9; за счет средств республиканского бюджета - 141 и муниципальных бюджетов - 49 единиц диагностического оборудования. Полученное оборудование распределено по ЛПУ республики. Обновлен парк санитарных автомашин скорой медицинской помощи на 19 единиц.

В результате поставки нового диагностического оборудования улучшилась материально-техническая база первичного звена медицинской помощи, увеличилась ее доступность и качество, сократился срок ожидания диагностических исследований в поликлиниках с 5 до 3 дней. Повысился процент выявления на ранней стадии онкологических, эндокринных, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Уменьшилась частота обострения хронических заболеваний, что позволило предотвратить раннюю инвалидизацию и временную нетрудоспособность работающих граждан. Отмечается значительный рост специализированных исследований на гормоны, ферменты и иммунологические исследования. Оснащение лабораторным оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений значительно улучшило параклинические исследования для диагностики острых и хронических заболеваний.

За счет средств федерального бюджета получено диагностических тест-систем для обследования на ВИЧ-инфекцию 42695 человек на сумму 2,871 млн. рублей. Всего на антитела к ВИЧ-инфекции протестировано 47518 человек или 101%. Выявлено 9 новых случаев ВИЧ-инфекции, увеличилось обследование на ВИЧ-инфекцию населения из особо уязвимой группы населения. В отчетном периоде непрерывное лечение получают 6 больных. Необходимо отметить неудовлетворительную организацию отбора лиц для тестирования, хранения и транспортировки крови в Эрзинском, Улуг-Хемском (8 случаев), Тес-Хемском, Кызылском (6 случаев) и Тандинском кожуунах. В Тере-Хольском кожууне забор крови на ВИЧ-инфекцию не производится из-за отсутствия условий для хранения материала и регулярного транспортного сообщения.

В связи с дополнительной иммунизацией населения в рамках проекта значительно снижена заболеваемость управляемыми инфекциями. Отмечено снижение заболеваний по вирусному гепатиту В на 46%, не зарегистрированы случаи заболевания краснухой, эпидемического подъема гриппа. Полностью выполнены планы иммунизации населения: против гриппа на 99,5%, краснухи - на 97,7%. Для иммунизации населения против гепатита В вакцина из федерального бюджета получена в полном объеме, но поздно, 2 ноября 2007 г. Однако к концу года охват первой вакцинацией гепатита В составил 96%, второй вакцинацией - 72%, третьей - 34%. Против краснухи низкие показатели (менее 95%) отмечаются в Кызылской, Бай-Тайгинской, Тес-Хемской центральных кожуунных больницах, РКДП и МУЗ "Городская поликлиника" г. Кызыла.

Продолжается массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания, обследовано 7516 детей или 121% от годового плана 6200 детей, проведено 25316 исследований.

План по дополнительной диспансеризации работающего населения (33263 чел.) выполнен на 58,7%, осмотрено 19527 человек, освоено 9,684 млн. рублей. Из прошедших дополнительную диспансеризацию граждан по группам здоровья распределены: I группа - практически здоровые - 5983 человек (30,7%), II группа - с риском развития заболеваний - 3640 человек (18,7%), III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях - 9566 человек (49,1%), IV группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в стационарах - 263 человек (1,4%), V группа - нуждаются в дорогостоящей ВМП - 21 человек (0,1%). По итогам проведения дополнительной диспансеризации работающего населения план не выполнили Улуг-Хемская центральная кожуунная больница (55%), Тес-Хемская (77,3%), Пий-Хемская (49%), Дзун-Хемчикская (51%), Кызылская (54%), Улуг-Хемская (55%), Овюрская (62%), Эрзинская (18%), Сут-Хольская (52%), Каа-Хемская (46%), Чеди-Хольская (47%), Чаа-Хольская (43%), Монгун-Тайгинская (33%), Тере-Хольская (0%), г. Кызыл (40%).

Повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи для нуждающихся больных. В 2007 году на ее оказание в федеральных клиниках для республики выделена 431 квота, освоено 424 или 98,3%. Из республиканского бюджета на отправку больных за пределы республики выделено 4,1 млн. рублей или 82%.

По углубленным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными факторами, обследовано 1418 чел., освоено 822,4 тыс. рублей.

По дополнительной оплате за оказание первичной медико-санитарной помощи работающему населению работают только РКДП, городская поликлиника г. Кызыла, стоматологическая поликлиника г. Кызыла, освоено 3,364 млн. рублей или 84%.

Введение родовых сертификатов позволило улучшить выявление на ранних сроках беременности сопутствующих заболеваний, улучшить качество обследования и лечения патологии беременных женщин, повысить уровень оплаты труда работников службы родовспоможения. За 2007 год учреждения родовспоможения и детства республики заработали по родовым сертификатам 65,276 млн. рублей, из них на: зарплату с начислением 32,7 млн. рублей (54%), приобретение медицинского оборудования и инструментария - 16,738 млн. рублей (26%), медикаментов - 13,586 млн. рублей (21%) и на обеспечение дополнительного питания для беременных женщин, рожениц и родильниц - 2,179 млн. рублей. Медицинского оборудования и изделий медицинского назначения приобретено на сумму 16,738 млн. рублей, в том числе по тал. N 1 - 5,843 млн. рублей, по тал. N 2 - 10,894 млн. рублей. Медикаментов приобретено на сумму 13,586 млн. рублей, в том числе по тал. N 1 - 4,870 млн. рублей, по тал. N 2 - 8,716 млн. рублей. На оплату труда медработникам выплачено 30,555 млн. рублей, в том числе по тал. N 1 - 8,766 млн. рублей, по тал. N 2 - 21,789 млн. рублей, на дополнительное питание беременных женщин, рожениц и родильниц 2,179 млн. рублей.

Республиканской детской больницей с октября 2007 года проводится диспансеризация детей от 0 до 4 лет, от 5 до 17 лет, обследовано 456 детей или 85,2% от годового плана (535 детей), освоено детскими поликлиниками 654,950 тыс. рублей. В части оплаты родовых сертификатов по талону N 3 лечебно-профилактическими учреждениями подано реестров всего на 2206 детей, охват диспансеризации составляет 64,9%.

По информационной поддержке нацпроекта "Здоровье" проведена 101 встреча с общественными организациями, 10 встреч с медицинской общественностью. Напечатано 56 статей по основным направлениям проекта и профилактике различных заболеваний, издано по 19 наименованиям 9603 экземпляра брошюр и 4000 плакатов. Проведено 9 "круглых столов" на телевидении и 62 выступления по радио.

В ходе реализации проекта имелись проблемы, основными из которых являлись:

- низкая обеспеченность лечебно-профилактических учреждений республики врачами узких специальностей (эндокринолог, уролог, невролог, окулист, УЗИ-специалисты), участковыми врачами, особенно в кожуунах, что влияет на проведение дополнительной диспансеризации взрослых и детей;

- недостаточное финансирование из муниципальных бюджетов средств на приобретение расходных материалов, медицинского оборудования и инструментария для оснащения офисов врачей общей практики, что затрудняет их открытие;

- отсутствие автоматизации и компьютеризации рабочих мест участковых врачей и их медсестер.