Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2007 ГОДУ"

Раздел 10. Оценка и прогноз состояния здоровья населения и основные направления развития здравоохранения на 2008 год

Система здравоохранения Республики Тыва является важнейшим элементом общественной жизни и нацелена на решение крупных стратегических задач региона, прежде всего, на дальнейшее укрепление физического и социального благополучия жителей и удовлетворения растущих потребностей в медицинской помощи.

Проведение активной государственной политики позволяет сохранять в республике более благоприятную, чем в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации, демографическую ситуацию. По таким основным показателям, как рождаемость, общая смертность, естественный прирост населения, общая заболеваемость населения республика выглядит лучше, чем в целом по России.

Вместе с тем, для республики характерен ряд негативных тенденций: высокая смертность населения в трудоспособном и младенческом возрастах, низкая ожидаемая продолжительность жизни, рост распространенности социально значимых заболеваний. Большая часть патологии связана с образом жизни, климатогеографическими особенностями республики.

В целях повышения эффективности системы здравоохранения, достижения экономичности и сбалансированности медицинского обслуживания, обеспечения доступа к качественной медицинской помощи специалистами Минздрава Республики Тыва разрабатывается Концепция развития здравоохранения Республики Тыва на период до 2012 года. Данный документ является первым этапом в подготовке детального плана реструктуризации и модернизации системы здравоохранения Республики Тыва.

Итогом реализации мероприятий плана модернизации системы здравоохранения должно стать улучшение состояния здоровья населения республики, повышение качества медицинского обслуживания, доступности специализированной медицинской помощи, обеспечение перехода от затратной основы здравоохранения к эффективному распределению финансовых, кадровых и материальных ресурсов.

Основным стратегическим направлением работы системы здравоохранения с целью улучшения состояния здоровья населения республики является профилактическая направленность деятельности лечебных учреждений, ориентация на формирование потребностей у человека быть здоровым и жить в здоровом обществе.

Необходимо также проведение инициатив, направленных на предупреждение отрицательного влияния образа жизни на здоровье населения (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.). Важным компонентом станет активное привлечение общественности к деятельности по пропаганде здорового образа жизни и эффективного использования ресурсов системы здравоохранения. Все это потребует совместной работы и сотрудничества с другими государственными и общественными организациями в областях, оказывающих влияние на состояние здоровья населения (программы социальной помощи, образовательные программы по здоровому образу жизни, предотвращение дорожно-транспортных происшествий, обеспечение занятости населения). Необходимо объединение усилий по формированию и реализации новой политики отношения к здоровью всех заинтересованных структур с четким определением полномочий и разделением ответственности путем создания системы новых взаимоотношений и взаимных обязательств.

В стратегии рационализации системы организации медицинской помощи первостепенное значение имеют коренные изменения в системе предоставления первичной медицинской помощи. Планируется поэтапный переход на систему общеврачебной практики, что позволит достичь качественного уровня оказания помощи за счет усиления профилактической направленности в деятельности врача, обеспечить широкое привлечение среднего медперсонала к обслуживанию больных, в том числе за счет передачи ему значительного объема профилактической работы. Расширение спектра общей врачебной практики приведет к сокращению посещений к так называемым узким специалистам. Кроме того, интеграция неотложной помощи в систему общеврачебной практики сократит нагрузку на скорую медицинскую помощь.

Перенос акцентов на профилактическую работу и оказание медицинской помощи во внебольничном секторе позволит существенным образом уменьшить объемы дорогостоящей стационарной помощи. Экономия финансовых средств в результате планируемых изменений может быть использована для сокращения дефицита Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению республики.

В плане реформирования первичной медико-санитарной помощи планируется проведение следующих инициатив:

- создание в республике 20 рабочих мест врача общей практики (из расчета 1200 пациентов на одного врача), организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов общеврачебной (семейной) практики; в 2008 году планируется организовать работу офисов общей врачебной практики в Тес-Хемском кожууне (с. О-Шынаа), Бай-Тайгинском (с. Кара-Холь), Монгун-Тайгинском (с. Кызыл-Хая), Сут-Хольском (с. Хор-Тайга), Кызылском (с. Сукпак), Тандинском (с. Балгазын) кожуунах и на базе МУЗ "Городская муниципальная поликлиника г. Кызыла" (п. Спутник).

- дальнейшее развитие дневных стационаров, стационаров на дому; создание службы ухода на дому; расширение объемов амбулаторной хирургии;

- расширение взаимодействия с системой социальной помощи населению в плане оказания медицинских услуг в социальных учреждениях;

- перепрофилирование части стационарных коек в хосписы и отделения сестринского ухода;

- создание амбулаторных и полустационарных реабилитационных служб, максимально приближенных к месту жительства пациента, использование местных санаторно-курортных баз для повышения клинической эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий;

- информационно-разъяснительная работа среди населения о деятельности врача общей практики: формирование потребности обращения за медицинской помощью к семейному врачу.

В рамках реструктуризации системы стационарной помощи разработан план следующих мероприятий:

- дифференциация коечного фонда по степени интенсивности медицинского обслуживания (интенсивного лечения, планового лечения, долечивания, восстановительного лечения, долговременного пребывания, медико-социального назначения);

- разделение объемов оказываемой медицинской помощи по уровням оказания медицинской помощи при обеспечении преемственности медицинского обслуживания больных;

- приведение коечного фонда стационаров в соответствие с расчетными нормативами, необходимыми для оказания гарантированных государством объемов медицинской помощи;

- реорганизация нерентабельных больниц;

- организация межрайонных больниц (центров, специализированных отделений);

- сокращение средней длительности пребывания больного на койке круглосуточного пребывания (госпитализация в стационар в день проведения операции, проведение послеоперационной реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях, внедрение современных лечебных технологий на основе доказательной медицины);

- развитие специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи с учетом проблем в состоянии здоровья населения республики (кардиохирургия и т.д.).

Осуществление плана реструктуризации здравоохранения потребует коренных изменений системы финансирования. Поставленные задачи будут включать анализ и пересмотр содержания государственных гарантий медицинского обслуживания с обеспечением их четкого понимания общественностью.

Реформы первичной медицинской и стационарной помощи позволят эффективно использовать материально-технические и кадровые ресурсы стационаров и достигнуть следующих целей:

- повышение занятости больничных коек с показателя 2007 года 316 дней в год до 320 - 330 дней;

- сокращение числа больничных коек со 143 до 125 на 10 тыс. человек;