ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 года N 665
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2007 ГОДУ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 30.07.2018 N 387.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Государственный доклад "О состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2007 году".
2. Министерству здравоохранения Республики Тыва совместно с министерствами, ведомствами Республики Тыва, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в месячный срок организовать ознакомление с Государственным докладом "О состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2007 году" и по итогам представить информацию в Правительство Республики Тыва.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных образований республики в месячный срок организовать ознакомление населения с Государственным докладом "О состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2007 году" и принять меры по активизации деятельности муниципальных лечебных учреждений в части оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
4. Рекомендовать мэрии г. Кызыла разработать программу по снижению загрязненности воздушного бассейна города, исходя из мониторинга в области надзора за охраной атмосферного воздуха.
5. Министерству здравоохранения Республики Тыва принять меры по обеспечению населения республики качественной и доступной медицинской помощью, опубликовать в газетах "Шын" и "Тувинская правда" Государственный доклад "О состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2007 году" в изложении.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на зам. Председателя Правительства Республики Тыва Дамба-Хуурака А.П.
Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
Одобрен
Постановлением Правительства
Республики Тыва
от 22 октября 2008 года N 665
В соответствии с Конституцией Российской Федерации охрана здоровья людей составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).
Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В 2007 году работа Министерства здравоохранения Республики Тыва была направлена на реализацию главной цели социальной политики Российской Федерации - последовательное повышение качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности качественной медицинской помощи.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005 - 2006 годы и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 4 июля 2005 года N 780, Министерство подготовило Стратегию развития здравоохранения Республики Тыва на период до 2015 года, в которой определило цели и задачи стратегического развития здравоохранения.
С учетом посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу Республики Тыва, Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 года N 92, Министерство осуществляло свою деятельность по разработке мер, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения. Решались задачи повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, обеспечения доступности и качества медицинской помощи, улучшения состояния здоровья детей и матерей, обеспечения качественными и безопасными лекарственными средствами, предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
Оказание гражданам Республики Тыва бесплатной медицинской помощи в 2007 году осуществлялось в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 27 февраля 2007 года N 293.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 7 августа 2007 года N 778 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"" 16 показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся к сфере здравоохранения. По итогам 2007 года по 5 показателям (31%) выявлена негативная тенденция.
В 2007 году в связи со сменой руководителей Правительства Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва в системе здравоохранения была проведена огромная работа по проверке эффективности использования бюджетных средств.
В нашей республике, даже в условиях ограниченности ресурсов, вопросам охраны здоровья населения постоянно уделяется большое внимание. В 2007 году при поддержке Правительства Республики Тыва удалось сохранить доступность медицинской помощи для всех слоев населения, укрепить материально-техническую базу отрасли, развить научный и медико-технологический потенциал здравоохранения, улучшить некоторые показатели здоровья. На повышение качества лечебно-профилактической помощи направлены усилия всех медицинских работников учреждений здравоохранения республики.
Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Тыва проводило работу по повышению уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров здравоохранения, развитию фундаментальной и прикладной науки в целях внедрения в практику новейших технологий, укреплению отраслевого научного потенциала, обеспечению лечебных учреждений новыми технологиями, методами медицинской и социальной реабилитации.
Ежегодный государственный доклад о здоровье населения - основной раздел постоянной системы наблюдения за здоровьем населения. Проводимый всесторонний анализ здоровья, деятельности и экономических проблем в области оказания медицинской помощи населению, меры по профилактике преждевременной смертности, разработка республиканских программ безопасного материнства и охраны здоровья детей, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, улучшения лекарственного обеспечения, совершенствования деятельности учреждения восстановительного лечения и системы санаторно-курортных учреждений позволяют составить более благоприятный прогноз в здоровье населения.
При подготовке доклада соблюдается преемственность оценок здоровья населения за последние годы в республике, проводится сравнительная оценка здоровья населения республики и Российской Федерации в целом. Настоящий доклад подготовлен специалистами Министерства здравоохранения Республики Тыва, медицинского информационно-аналитического центра, использованы материалы Тывастата, Бюро медико-социальной экспертизы и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Тыва".
В республике сохраняется относительно благоприятная демографическая ситуация. Показатель рождаемости в 2007 году составил 24,4 родившихся на 1000 населения и по сравнению с прошлым годом увеличился на 26%. Показатель общей смертности снизился на 3,3%. В республике сохраняется положительный естественный прирост населения, который за отчетный период составил 12,5 на 1000 населения, по сравнению с прошлым годом произошло увеличение в 1,8 раза.
Численность населения на 1 января 2007 г. составила 309,5 тыс. человек, это 0,2% от общей численности населения России (табл. 1.1).
Численность населения Республики Тыва
Год | Все население | Городское население | Сельское население | Доля городского населения, % | Доля сельского населения, % |
2003 | 305,5 | 158,0 | 147,5 | 51,7 | 48,3 |
2005 | 307,7 | 161,3 | 146,4 | 52,4 | 47,6 |
2007 | 309,5 | 159,1 | 150,4 | 51,4 | 48,6 |
Динамика показателей последних пяти лет, прошедших после Всероссийской переписи населения 2002 года, показывает ежегодное увеличение численности населения. За период с 2003 года и на начало 2007 года население республики увеличилось на 4,0 тыс. человек. Росту численности в основном способствовал естественный прирост населения (7,5 тыс. человек), превысивший миграционный отток (-3,5 тыс. человек).
В республике происходит процесс урбанизации населения, то есть превышение численности городского населения над сельским. Перепись показала, что в республике численность городского населения на 9,1 тыс. превысила численность сельского и данная тенденция сохраняется.
Возрастная структура постоянного населения представлена следующим образом: моложе трудоспособного (0 - 15 лет) - 28,7% от общей численности; трудоспособное население - 62,0%; старше трудоспособного возраста - 9,3%.
Средний возраст населения республики на начало 2007 года составил 29,1 лет (27,6 у мужчин и 30,3 у женщин). В среднем по Российской Федерации - 38,5 лет; СФО - 37,1.
Рождаемость населения является одним из важнейших демографических процессов. От нее решающим образом зависит режим воспроизводства населения, она во многом определяет естественный прирост и динамику численности населения в целом.
В республике после периода спада идет процесс увеличения рождаемости: так, за 2007 год в республике родилось 7568 детей, что на 1618 младенцев больше, чем в 2006 году (табл. 1.2).
Рождаемость по Республике Тыва
Год | Всего, человек | На 1000 населения |
2000 | 4871 | 15,9 |
2006 | 5950 | 19,3 |
2007 | 7568 | 24,4 |
Уровень рождаемости сохраняет положительную динамику и в 16 кожуунах показатели превысили среднереспубликанский.
Необходимо отметить, что уровень рождаемости превышает среднероссийский показатель в 2,3 раза (РФ 2006 г. - 10,4).
В 2007 году показатель брачности составил 8,7 на 1000 населения, абсолютное число в республике увеличилось на 952 или на 55%. Среди городского населения наблюдается увеличение этого показателя на 54,6% или 512 человек с 938 до 1450, среди сельского населения увеличение на 54,5% или на 440 человек с 807 до 1247.
Самые низкие значения коэффициента брачности наблюдались за 2007 год в Тере-Хольском (2,2 на 1000 населения), Тес-Хемском (5,3), Овюрском (6,3), Каа-Хемском (6,8), Эрзинском (7,1), Чаа-Хольском (7,3), Монгун-Тайгинском (7,3), Тандинском (7,4) кожуунах и г. Ак-Довураке (5,6).
Зеркальным отражением разрушения семейных ценностей является динамика разводов. За 2007 год показатель разводимости соответственно увеличился на 18,8% и составил в 2007 год - 1,9 на 1000 населения. Несмотря на определенные колебания, показатель разводимости держится на высоком уровне: ежегодно расторгается более 500 зарегистрированных браков.
Самые высокие значения разводимости отмечены в г. Кызыле (3,5 на 1000 населения), Каа-Хемском (3,1), Пий-Хемском (2,1), Кызылском (1,6), Тоджинском (1,5) кожуунах.
В 2007 году показатель общей смертности населения снизился на 3,3% (115 чел.) и составил - 11,9 на 1000 населения или 3687 чел. (2006 г. - 12,3 (3802 чел.) (табл. 1.3).
Смертность по Республике Тыва
Год | Всего, человек | На 1000 населения |
2003 | 4633 | 15,1 |
2006 | 3802 | 12,3 |
2007 | 3687 | 11,9 |
Основное место занимают болезни системы кровообращения - 35% от общего числа умерших, по сравнению с прошлым годом показатель уменьшился на 3,1% (табл. 1.4).
Смертность населения республики от болезней системы кровообращения в 2007 году составила 413,8 на 100 тыс. населения, то есть в 2,1 раза ниже среднероссийского показателя (РФ - 864,8), в 1,8 раза СФО (762,5).
Уровни смертности городского населения от болезней системы кровообращения в 2006 году на 14% больше, чем сельского.
Ведущей причиной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний является ишемическая болезнь сердца (50,1%). В целом смертность от ишемической болезни сердца имеет тенденцию к увеличению и по сравнению с 2006 года выросла на 4,9% (2006 г. - 614 чел., 2007 г. - 644 чел.). Второе место занимает смертность от цереброваскулярных болезней (35%). Смертность от цереброваскулярных болезней среди всего населения республики имеет тенденцию к снижению (2006 г. - 473 чел., 2007 г. - 450 чел.).
На третьем месте - острый инфаркт миокарда (6,5%). Смертность от данной причины увеличилась среди всего населения на 15,4%.
На четвертом месте - артериальная гипертония (5,8%). Смертность от данной нозологии уменьшилась на 10%.
Неблагоприятные тенденции заболеваемости и смертности по причине болезней системы кровообращения обусловлены целым рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, хроническими психо-эмоциональными нагрузками, низким уровнем информированности населения о сердечно-сосудистых заболеваниях и достаточно высоким распространением среди населения основных факторов риска (артериальная гипертония, повышенный уровень холестерина в крови, курение). Немаловажную роль имеют также медицинские факторы, такие как, сокращение профилактической работы на уровне первичного звена здравоохранения, недостаточное применение врачами в практической деятельности современных методов диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, низкая приверженность больных к лечению.
На втором месте несчастные случаи, отравления и травмы - 30% (уменьшение на 6,3%). В структуре смертности населения от несчастных случаев, травм и отравлений на первом месте находятся убийства, затем транспортные травмы, далее - самоубийства и случайные отравления алкоголем.
Число насильственных смертей уменьшилось по сравнению с 2006 годом на 7,5%. От рук убийц в прошлом году погибло 288 человек или 92,7 на 100 тыс. населения. Среди сельских жителей показатель смертности от убийств выше, чем среди горожан (соответственно 113,0 и 74,1 человека на 100 тыс. населения). Среди погибших насильственной смертью мужчин в 5,4 раза больше, чем женщин.
В 80% предпосылками получения травм и совершения убийства являются совместное распитие спиртных напитков, перерастающее в ссоры, обоюдные драки на почве ревности, ранее неприязненных отношений. Помимо причин социального и экономического характера есть и иные факторы, детерминирующие криминальную ситуацию. К числу наиболее значимых из них следует отнести низкий уровень правового воспитания, правовой нигилизм, нравственные деформации и невысокий уровень правовой культуры населения.
Необходимо отметить, что растет количество умерших от автотранспортных травм, если в 2006 году было зарегистрировано 159 случаев, то в 2007 году уже 172 случая. Это, конечно, в свою очередь связано с увеличением количества автотранспорта в нашей республике. Так, по данным на конец 2006 года было зарегистрировано на территории республики 26445 автомобилей, то на конец 2007 года эта цифра составила 31834 автомобилей, а за пять месяцев 2008 года увеличилось до 46969. Также немаловажное влияние оказывает низкий профессиональный уровень водителей, низкая культура вождения и ухудшающееся качество дорожного покрытия.