5.8.4.1. Органы управления образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы:
а) организация контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Тыва в профилактической работе с несовершеннолетними по предупреждению зависимости от алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ;
б) оценка эффективности профилактических мер, создание условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на алко- и наркоситуацию;
в) осуществление комплекса мер по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений. Обеспечение сохранности и расширение сети дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования с целью увеличения срока пребывания детей всех возрастов и подростков в нормативных микросредах;
г) принятие мер по обеспечению круглогодичной занятости детей и подростков. Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, подверженных алко- и наркозависимости или находящихся в социально опасном положении;
д) строгий контроль за соблюдением требований действующего законодательства по недопущению перегрузок, переутомления, превышения психофизических нагрузок, разрешенных для каждого возраста обучающихся, обеспечение особого внимания организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях повышенного уровня;
е) организация учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, раннее выявление группы риска;
ж) разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в организации здорового образа жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды:
- внедрение специальных программ формирования полезных навыков и привычек;
- разработка и внедрение комплекса учебно-профилактических программ в обязательное обучение (возможный вариант исполнения - введение в предметы инвариантной части учебного плана (химия, биология, ОБЖ) тем, раскрывающих разрушающее действие психоактивных веществ;
- создание сети психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов) образовательных учреждений для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию помощи, определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
з) сохранение и развитие учреждений дополнительного образования детей, постоянное расширение видов занятий с целью обеспечения интересов школьников, их творческого развития и самореализации;
к) создание системы консультационной помощи специалистами различных ведомств, работающих с детьми и молодежью;
л) создание системы, обеспечивающей информирование работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков: медицинских, юридических, социальных;
м) организация взаимодействия образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической подростковой службы, органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, групп родительского актива, поддержка проблемных семей в целях создания на уровне микрорайона благополучной микросреды, свободной от распространителей психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
5.8.4.2. Образовательные учреждения общего и начального профессионального образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы:
5.8.4.2.1. профилактическая работа с родителями:
- организация "родительских университетов", различных объединений родителей учащихся для поддержки проблемных семей и формирования негативного отношения к алкоголизации и наркотизации школьников;
- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. В этих целях организуется семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи проблемной семье;
- оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал употреблять алкоголь и наркотики; уходит из дома; прошел антиалкогольное и антинаркотическое лечение; находится на реабилитации и т.д.). В этих целях организуется консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля алкоголизации и наркотизации, оказание помощи семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить рядом с ребенком, который начал употреблять психоактивные вещества";
5.8.4.2.2. воспитательно-педагогическая работа с детьми:
- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, физическая культура);
- разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий алко- и наркозависимости);
- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста;
- создание в каждом образовательном учреждении воспитательной системы, направленной на формирование у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой мотивации;
- поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских, подростковых, юношеских объединений по интересам, их участие в профилактической антиалкогольной и антинаркотической работе;
- методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;
- разработка и внедрение оформления предметов молодежной субкультуры и школьных принадлежностей символикой антиалкогольного и антинаркотического направления;
- разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, конкурсы газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей, классные часы с профилактической тематикой;