Основные направления работы с семьей:
1) формирование негативного отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок;
2) предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
3) оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами;
4) основные формы и средства оказания антиалкогольной и антинаркотической помощи семье:
- работники образовательных учреждений выявляют совместно с социальными работниками, врачами-педиатрами, сотрудниками правоохранительных органов семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей, активно привлекают родителей к профилактической работе с детьми и подростками группы риска;
- с помощью родительской общественности, врачей-наркологов, специалистов по делам молодежи работники образовательных учреждений обеспечивают:
формирование нетерпимого отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
организацию на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ;
общественный контроль за проведением досуга детей и подростков силами родительских комитетов;
организацию и проведение массовых семейных мероприятий с участием детей и подростков, школьной общественности;
реализацию программы повышения родительской компетентности, развития родительских клубов, в которых идет обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с собственными детьми (беседы на родительских собраниях, семинары, занятия в "родительском университете" и т.д.);
формирование из родительского актива группы родительской поддержки для проблемных семей;
выявление детей и родителей группы риска (алкоголизация, наркотизация) и оказание им социальной и медико-психологической помощи;
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними;
социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел и т.д.);
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: начало наркотизации ребенка, уходы из дома, реабилитация после антиалкогольного и антинаркотического лечения и т.д. (консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о формах и методах обследований, помощь в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи, индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи);
организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды;
обеспечение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров учащихся школ, дошкольных учреждений, профессиональных училищ (в необходимой временной частотности).