ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2011 года N 153

О КОНЦЕПЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва, Министерству по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва (по согласованию), Министерству внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию) при принятии решений в своей сфере деятельности, направленной на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва, учитывать положения данной Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва.

Первый зам. Председателя Правительства
Республики Тыва
Ш.ИРГИТ

          

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 3 марта 2011 года N 153

КОНЦЕПЦИЯ межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва


      1. Общие положения

В условиях обострения наркотической ситуации в Республике Тыва назрела острая необходимость пересмотреть практику проведения профилактических антиалкогольных и антинаркотических мероприятий. Ведомственная разобщенность и отсутствие возможности влияния на наркоситуацию со стороны отдельных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления республики требуют разработки и осуществления согласованных действий. Межведомственная координация в проведении профилактики алко- и наркозависимости должна стать основой целенаправленного противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Предлагаемая Концепция межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва ориентирована на разрешение ведомственных проблем профилактики наркомании посредством создания межведомственных механизмов противодействия распространению алкоголизма и наркомании и проведение общей согласованной антиалкогольной и антинаркотической политики на территории республики.

В настоящей Концепции сформированы основные направления антиалкогольной и антинаркотической профилактической деятельности органов и учреждений, принципы и пути их межведомственного взаимодействия.

Субъективная направленность Концепции: дети - подростки - молодежь - родители.

Среда реализации Концепции: семья - образовательное учреждение - среда неформального общения молодежи, включая связанное с ним микро- и макросоциальное окружение.

Концепция является основой для разработки органами исполнительной власти и местного самоуправления конкретных целевых программ и организационных документов по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи Республики Тыва, а также служит методической базой для организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической деятельности.

Научно-методической основой Концепции являются материалы республиканского мониторинга по раннему выявлению потребителей наркотических веществ среди несовершеннолетних и учащейся молодежи Республики Тыва и Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием "Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи" (г. Кызыл, 17 - 18 июня 2009 г.).


2. Актуальность проблемы


Проникновение наркотиков в молодежную среду, в том числе несовершеннолетних, остается одним из актуальных вопросов.

В настоящее время в республике остро стоит проблема злоупотребления детьми и подростками спиртными напитками и другими психоактивными веществами.

Так, показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних в группе риска за 2009 год увеличился на 178,4% по сравнению с 2008 годом, в том числе увеличилось количество потребителей наркотических средств на 136%. Выявлено 14 несовершеннолетних, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, против 1 выявленного подростка в 2008 году.

Интерес к алкоголю и наркотикам проявляется во всех возрастных группах молодежи, но наибольший интерес отмечается у 14 - 15-летних подростков. Наблюдается тенденция употребления психоактивных веществ в более раннем возрасте - до 10 лет. Кроме того, возрастает доля одновременного потребления наркотических и токсических веществ, исчезает психологический барьер у несовершеннолетнего подростка перед употреблением сильнодействующих психоактивных веществ, в том числе и внутривенным введением наркотиков.

Высокий спрос на наркотики, в свою очередь, стимулирует рост наркопреступности. Одной из основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, является легкая доступность наркотиков. Основным фактором, определяющим уровень наркоситуации в Республике Тыва, является произрастание на ее территории зарослей дикорастущей конопли, которое представляют реальную угрозу, являясь сырьем для наркотиков каннабиноидной группы.

Данные официальной статистики о количестве наркозависимых лиц не могут полностью отражать действительность, так как значительная часть злоупотребляющих алкоголем и наркотиками не обращаются за медицинской помощью.

Показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних по сравнению с 2008 г. увеличился на 34,8%. За 2009 г. в республике выявлено 54 несовершеннолетних с наркологическими расстройствами, показатель 55,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 48 подростков и 6 детей (в 2008 г. - 40 несовершеннолетних, из них 33 подростка, 7 детей).

Анализ первичных показателей официальной медицинской статистики говорит об активном вовлечении значительной части подростков республики в потребление психоактивных веществ. Наглядным является и тот факт, что показатель первичной заболеваемости употребления психоактивных веществ в группе лиц от 14 до 17 лет за 2009 г. возрос на 38,4% в сравнении с 2008 годом (РТ - с 113,8 до 119,1; РФ - 74,0; СФО - 175,8 на 100 тыс. подростков).

По состоянию на 1 января 2010 г. на диспансерном учете состояло 120 несовершеннолетних, показатель 116,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 13 детей, 107 подростков (2008 г. - 134 несовершеннолетних, 8 детей и 126 подростков).

Большинство состоящих на диспансерном учете, как и в предыдущие годы, - дети, употребляющие психоактивные вещества с вредными последствиями, - 90%; дети со сформировавшимся синдромом зависимости от психоактивных веществ составляют 10%.

Наиболее общей и ранней характеристикой группы подростков с риском развития алкоголизации является школьная дезадаптация. Это может быть конфликтность со сверстниками, недостаток социальной нормативности, неугомонность, проявления эмоционального напряжения, неприятие взрослых, уход в себя, астения, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. У большинства детей и подростков наблюдается снижение уровня превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, рекламные предложения нового стиля жизни и новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей.

Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркомании. При появлении наркологических проблем население, в основном, ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Через средства массовой информации не развернута широкая и эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда.

Научные исследования распространения алкогольной зависимости в республике показывают, что нейропсихологической особенностью тувинского этноса является правополушарность. Распределение тувинских подростков по Павловским типам выглядит следующим образом: преобладает художественный тип - 58%, средний тип - 23%, мыслительный тип - 19%. Для художественного типа характерна образность и яркость представлений, склонность человека к художественному творчеству, хорошая память на образы и лица, худшая память на определения, термины и общий смысл - преобладает функциональная активность правого полушария головного мозга. Известно, что правое полушарие является наиболее уязвимым к действию алкоголя, что благоприятствует ускоренному формированию алкогольной и наркотической зависимости. Правополушарность является психофизиологической характеристикой, врожденной, конституциально-обусловленной и может влиять на поведенческие характеристики и степень социальной адаптированности.

Таким образом, первичная профилактика алкоголизма в Республике Тыва определяется преимущественно немедицинскими мероприятиями, направленными на возрождение национального самосознания, должна базироваться на принципах хорошего знания тувинской психологии и состоять в искоренении негативного влияния русских алкогольных обычаев и микросоциальной среды через духовное возрождение народных традиций, этническое оживление, движение в сторону формирования этнической гордости, формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры. Антиалкогольная пропаганда должна затрагивать чувства, а не взывать к разуму. Для большей эффективности антиалкогольной пропаганды необходимо с помощью специальных курсов, основанных на религиозных верованиях, этнокультуральных представлениях, проводить информирование об особенностях влияния алкоголя на тувинский народ. Психологические средства на основе социокультурных особенностей тувинцев в совокупности обеспечат развитие чувственно-эмоционального понимания необходимости полного отказа от алкоголя.

При проведении антиалкогольной и антинаркотической работы в республике не скоординирована деятельность всех заинтересованных ведомств и управлений, органов местного самоуправления, так как не определены их функции. В связи с чем распространение алкоголизма и наркомании характеризуется не только совокупностью различных по своему роду факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением, что диктует выбор определенных стратегий и реальных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления городов и районов республики и привлечением общественности.

В этом направлении можно условно определить четыре основные стратегические цели:

- пресечение незаконного оборота алкоголя и наркотических средств и регламентация их легального оборота;

- первичная профилактика - персонально для тувинских детей с учетом их менталитета и психологических особенностей, возрождение национального самосознания, национальной гордости, духовное возрождение народных традиций, пропаганда и внедрение идей здорового образа жизни, направленных на полный отказ от алкоголя и наркотиков, создание условий для полной реализации личности;

- вторичная профилактика - работа с группами риска, организация работы на улице, ювенальные технологии;

- третичная профилактика - работа с химически зависимыми детьми, направленная на профилактику рецидива заболевания.


3. Цели и основные задачи Концепции

Главная цель Концепции заключается в объединении образовательных, социальных, медицинских, информационных и административных мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании, обеспечивающих достижение общего результата:

- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи;

- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, разрушения семей, криминализации детей и молодежи.

Для достижения обозначенной цели предстоит решить основные задачи:

- вовлечение в профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность всех без исключения органов и учреждений социальной сферы, образования, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации;

- улучшение качества воспитания и формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, движение в сторону формирования антиалкогольных и антинаркотических установок;

- улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации детей и молодежи;

- повышение качества здоровья детей и молодежи;

- улучшение криминогенной ситуации в республике, разобщение наркотических асоциальных групп;

- оказание детям и молодежи консультационной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;

- осуществление антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы в семьях, а также в местах досуга детей и молодежи;

- создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест организации творческого досуга (секции, кружки, подростковые клубы и пр.), мест неформального общения.

Для решения обозначенных задач предстоит реализация следующих этапов организационной профилактической деятельности:

- создание нормативной правовой базы;

- совершенствование деятельности координационных антинаркотических структур;

- реализация дифференцированных программ профилактики;

- подготовка и переподготовка кадров;

- разработка научно обоснованной программы этнического возрождения тувинцев;

- обеспечение взаимодействия с различными общественными объединениями, а также со средствами массовой информации.


4. Основные принципы межведомственного профилактического взаимодействия


4.1. Межведомственное профилактическое взаимодействие по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи основывается на следующих принципах:

4.1.1. комплексность:

- согласованность взаимодействия органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы противодействия распространению алкоголизма и наркомании в Республике Тыва в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, учреждения по делам молодежи, учреждения социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);

- согласованность на профессиональном уровне специалистов различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов и др.);

- в системе субъектов профилактики - органов и учреждений на республиканском и местном уровнях, а также специально уполномоченных органов, отвечающих за взаимодействие и координацию при проведении различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики алкоголизма и наркомании;

4.1.2. дифференцированность:

дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здоровые, "потребители", больные), отношения к группе риска;

4.1.3. ценностная ориентация:

формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству и др.;

4.1.4. многоаспектность:

ведущими аспектами являются образовательный, психологический и социальный;

4.1.5. постоянство и последовательность (этапность):

первый этап - неотложные мероприятия, реализация которых предполагается в условиях текущего финансирования и действующего законодательства;

второй этап - формирование нормативной правовой базы согласованных профилактических антинаркотических действий;

третий этап - организационные мероприятия;

четвертый этап - полное развитие программ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»