Действующий

О ПРИОРИТЕТАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года

 Основные цели развития

 профессионального

 образования

 в Республике Тыва    


 Мероприятия        


 Сроки

исполнения


 Ответственные

 за исполнение     

 I. Обновление содержания профессионального образования

 как условие подготовки квалифицированных кадров                      

1. Обеспечение

эффективного участия

ведущих работодателей в

обновлении образовательных

программ.

2. Составление отраслевых

прогнозов потребности в

кадровых ресурсах         

1. Принять меры по

совершенствованию

организации маркетинговых

исследований рынка труда по

профилю подготовки кадров

через исследования и

разработки, учитывающие

средние и долгосрочные

прогнозы

социально-экономического и

научно-технологического

развития республики        

 до 1 июня

 2011 г.  

Минобразования

Республики Тыва,

Центр мониторинга рынка

труда и трудоустройства

выпускников,

руководители

образовательных

учреждений             

2. Принять меры по

созданию среднесрочного

и долгосрочного

прогнозирования занятости

населения в соответствующих

отраслях экономики в целях

планирования потребностей в

подготовке специалистов в

учреждениях

профессионального

образования                

 до 1 июня

 2011 г.  

Минздравсоцразвития

Республики Тыва,

министерства и

ведомства

Республики Тыва,

руководители

предприятий,

организаций малого и

среднего бизнеса

(по согласованию),

инвестиционных компаний

(по согласованию)      

3. Обеспечить

предоставление

предприятиями и

организациями малого и

среднего бизнеса,

инвестиционными компаниями

учреждениям

профессионального

образования Республики Тыва

сведений о потребности в

подготовке, переподготовке,

стажировке и повышении

квалификации кадров,

обучаемых за счет их

собственных средств        

 ежегодно,

 до 1

 декабря  

руководители

предприятий

(по согласованию),

организаций малого и

среднего бизнеса

(по согласованию),

инвестиционных компаний

(по согласованию)      

4. Рассмотреть возможность

сокращения сроков

профессиональной подготовки

специалистов в учреждениях

начального

профессионального

образования путем

расширения практики

заочного и вечернего

обучения

общеобразовательным

дисциплинам, оптимизации

программ профессионального

обучения, укрепления

материально-технической

базы образовательных

учреждений                 

 2012 г.  

Минобразования

Республики Тыва,

Институт оценки

качества образования,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений             

3. Координация

деятельности учреждений

профессионального

образования

по взаимодействию с

социальными партнерами

(крупными работодателями,

инвестиционными

компаниями, предприятиями

и организациями малого и

среднего бизнеса и др.)

для осуществления их

экономической функции -

воспроизводства трудовых

ресурсов через

формирование

государственного заказа   

5. В рамках деятельности

кластеров:

- определить современные

базы для прохождения

производственной практики

обучающихся и студентов,

мастеров производственного

обучения и преподавателей

спецдисциплин учебных

заведений профессионального

образования на

высокотехнологичных

инновационных

производствах, в научных

организациях,

исследовательских

университетах;

- создать центры

сертификации

профессиональных

квалификаций и аттестации

по востребованным

направлениям подготовки

высококвалифицированных

рабочих кадров и

специалистов

(строительного,

энергетического профилей,

общественного питания и

др.)                       

II квартал

 2011 г.
















 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

6. Возобновить и системно

применять конкурсные

процедуры поддержки,

включая финансовую, учебных

заведений начального

профессионального

образования республики,

отработанных в нацпроекте,

с привлечением к экспертизе

проектов учебных заведений

руководителей общественных

и профессиональных

объединений работодателей,

коммерческих организаций

через развитие системы

государственно-

общественного управления

профессиональным

образованием               

II квартал

 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

7. Создать общественные

саморегулируемые

организации лидеров

модернизации экономики

(объединения, ассоциации,

корпорации, советы, фонды и

др.) для развития

общественно-

государственного управления

профессиональным

образованием республики,

расширить состав

коллегиальных органов

общественного управления

учебных заведений

профессионального

образования представителями

министерств, ведомств,

предпринимателей,

предприятий и организаций

реального сектора экономики

республики                 

 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, крупные

работодатели

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

8. Обеспечить координацию и

уточнение долгосрочных

отраслевых и региональных

стратегий и программ в

соответствии с ориентирами

модернизации, видением

нового технологического

уклада, с учетом ключевых

аспектов межотраслевого,

межрегионального,

территориально-отраслевого

характера согласно схеме

территориального

планирования Республики

Тыва                       

 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

образовательных

учреждений             

9. Доработать

образовательные

профессиональные программы

учреждений

профессионального

образования в части

формирования содержания

программ обучения с учетом

перспективных направлений

развития крупных

предприятий и отраслей

экономики республики       

 до 1

 сентября

 2011 г.  

Минэкономики Республики

Тыва, министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

образовательных

учреждений             

10. Сформировать банк

данных партнеров,

привлеченных к

образовательной

деятельности (ведению

спецкурсов, руководству

дипломным проектированием,

проведению конкурсов

профессионального

мастерства, технических

конференций, подготовке и

рецензированию учебных

пособий)                   

 до 1 июня

 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

11. Создать строительные и

сельскохозяйственные

отряды, проектные

профильные команды из числа

обучающихся и студентов

учреждений

профессионального

образования (Тувинский

государственный

университет, Кызылский

автомобильно-дорожный

техникум, Тувинский

сельскохозяйственный

техникум, профессиональные

училища N 1, 2, 4, 6, 7 и

др.) для работы в условиях

производства в период

производственной практики и

каникулярное время, что

позволит им лучше

подготовиться к реальной

работе, а работодателям

заранее оценить потенциал

возможных сотрудников      

II квартал

 2011 г.  

руководители

образовательных

учреждений,

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

12. Разработать и утвердить

требования работодателей к

уровню квалификации

выпускников учебных

заведений профобразования

разного уровня             

 2011 г.  

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

II. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса

1. Обеспечение

софинансирования

профессионально-

технического образования

как государственными

бюджетами, так и

представителями бизнеса,

которые являются основными

заказчиками кадров

профессионального

образования               

13. Адаптировать

инновационные

образовательные и

производственные технологии

в рамках интеграции

проектных и

исследовательских задач в

учебном процессе и создать

банк данных эффективных

технологий                 

 до 1

 сентября

 2011 г.  

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Институт оценки

качества образования,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений,

руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию)      

14. Установить специальные

стипендии и льготы

студентам, обучающимся в

рамках целевой контрактной

подготовки, а также

обеспечить экономическую

поддержку реализации

грантовых проектов

(по заказу

предприятий-партнеров),

инновационных программ

развития учреждений

профессионального

образования                

 2011 г.  

руководители

предприятий-партнеров

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений             

15. Обеспечивать доступ к

образовательным ресурсам

для всех заинтересованных

сторон в организации

качественного

профессионального

образования                

 постоянно

руководители

образовательных

учреждений             

2. Создание малых

предприятий при учебных

заведениях                

16. Трансформировать на

учреждения начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования опыт

формирования и деятельности

малых предприятий при

Тувинском государственном

университете (малые учебные

фирмы, ателье, цеха и

другие учебно-

производственные структуры)

 2011 -

 2012 гг.  

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений             

3. Развитие современных

моделей организации

непрерывного

дополнительного

образования,

обеспечивающих готовность

работников переходить на

новые места, получать

новые квалификации        

17. Образовательным

учреждениям ввести новые

образовательные модули по

актуальным и перспективным

вопросам и направлениям

развития технологий и тем

самым обеспечить

опережающий характер

профобразования, гибкий

диапазон для

профессионального роста,

переобучение в случае

устаревания каких-либо

профессий и специальностей

 2011 -

 2012 гг.  

Минобразования

Республики Тыва,

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений             

 III. Развитие федерально-региональной сети учреждений профессионального образования    

1. Создание цепочек в

сфере образования, а

именно цепочки лицей -

колледж (техникум) -

университет, участники

которой работают в

непосредственном контакте

с работодателями, что

станет дополнительным

стимулом к развитию и

обновлению многих учебных

курсов и программ, к

профессиональному росту

педагогических кадров     

18. Разработать и принять в

установленном порядке

нормативно-правовые

документы по объединению

учебных заведений

начального, среднего и

высшего профессионального

образования (ТывГУ, ТСХТ,

ПУ-4, республиканские

лицеи) в университетский

комплекс                   

 2011 г.  

Тувинский

государственный

университет,

руководители

образовательных

учреждений             

19. Разработать и принять в

установленном порядке

изменения и дополнения в

уставы образовательных

учебных заведений

начального

профессионального

образования по переходу в

статус техникумов

(колледжей), обеспечить

лицензирование

образовательной

деятельности по программам

среднего профессионального

образования в рамках ФГОС

нового поколения. целей

инноваций                  

 до 1 июля

 2011 г.  

Минобразования

Республики Тыва,

руководители

образовательных

учреждений             

20. Внести изменения с

участием объединений

работодателей в действующие

комплексные программы

развития учреждений

профобразования,

направленные на достижение

стратегических целей и

задач                      

 2011 г.  

Минобразования

Республики Тыва,

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений             

 IV. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования          

1. Реализация

дополнительных программ

переподготовки для

преподавателей, в том

числе с использованием

опыта международного

сотрудничества. Развитие

системы подготовки

специалистов в лучших

зарубежных учебных

заведениях путем

организации практик,

стажировок, обмена и

приглашения ведущих ученых

и исследователей для

работы по долгосрочным

контрактам                

21. Обеспечивать

формирование у персонала

учебных заведений

начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования базовых знаний

инновационного менеджмента

в сфере высоких технологий,

управления жизненным циклом

наукоемкой продукции,

маркетинга и

коммерциализации

результатов разработок     

 постоянно

Тувинский

государственный

университет, Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

руководители

образовательных

учреждений             

22. Расширять проведение

направленной переподготовки

преподавателей, в том числе

для работы с новыми

целевыми группами

обучающихся

(взрослыми людьми) с

созданием новых учебных

программ                   

 постоянно

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Тувинский

государственный

университет,

руководители

образовательных

учреждений             

23. Развивать модульный

принцип построения программ

повышения квалификации и

сетевых форм организации

образовательного процесса,

позволяющих обучающимся

самостоятельно формировать

образовательную траекторию,

увязывая ее с трудовой

деятельностью              

 2011 -

 2012 гг.  

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Тувинский

государственный

университет,

ИРЦ ПУ-4, руководители

образовательных

учреждений             

24. Привлекать и закреплять

молодежь в сферах науки,

образования, высоких

технологий. В этих целях

обеспечивать обучение в

аспирантуре работников

учреждений начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования

(ежегодно не менее

2 человек)                 

 ежегодно  

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Тувинский

государственный

университет,

руководители

образовательных

учреждений             

25. Разработать механизмы

общественно-

профессиональной оценки

уровня компетенции

мастеров, обеспечивать их

обязательную стажировку в

условиях современных

высокотехнологичных

производств, в том числе

зарубежных (ежегодно по

2 человека на конкурсной

основе)                    

 постоянно

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Тувинский

государственный

университет,

руководители

образовательных

учреждений             

26. Государственным

республиканским лицеям

обеспечивать комплексное

сопровождение одаренных

детей для их дальнейшего

обучения в престижных вузах

технической направленности

(лесоперерабатывающий

комплекс, добыча и

переработка ископаемого

сырья, транспорт,

строительство и др.)

Российской Федерации и

зарубежных стран в рамках

государственного заказа на

подготовку востребованных

кадров                     

 постоянно

руководители

образовательных

учреждений             

2. Привлечение в

профобразование ведущих

преподавателей и ученых, в

том числе из-за рубежа, а

также успешных людей из

бизнеса                   

27. Обеспечить формирование

и обучение резерва

руководящих кадров сферы

профессионального

образования республики

через организацию

стажировки в престижных

вузах Российской Федерации

и зарубежных стран (по

2 человека ежегодно на

конкурсной основе)         

 начиная с

 2011 г.  

Минобразования

Республики Тыва,

Тувинский

государственный

университет, Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

руководители

образовательных

учреждений             

28. В рамках реализации

модульных программ

привлекать в учебные

заведения профессионального

образования успешных людей

из науки и бизнеса

(производства)             

 постоянно

руководители

образовательных

учреждений             

 V. Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования   

1. Обеспечение полноценной

системной работы в

средствах массовой

информации по поднятию

престижа рабочих профессий

29. Освещать в средствах

массовой информации

успешный опыт

образовательных учреждений

по взаимодействию с

работодателями, внедрению

инновационных проектов и

программ; деятельность

выпускников, достигших

значительных результатов в

профессиональной

деятельности               

 постоянно

Канцелярия Председателя

Правительства и Аппарат

Правительства

Республики Тыва, СМИ,

ИРЦ ПУ-4, руководители

образовательных

учреждений             

30. Создать региональную

систему трудоустройства,

адаптации и

профессионального роста

молодых специалистов,

ориентирующую молодежь на

востребованные в условиях

новой экономики профессии и

специальности на

современной, научной и

технологической основе, с

привлечением ресурсов

средств массовой

информации, телеиндустрии,

Интернета, социальной

рекламы                    

II квартал

 2011 г.  

Минкультуры Республики

Тыва, Центр

прогнозирования,

мониторинга рынка труда

и трудоустройства

выпускников,

руководители

образовательных

учреждений             

31. Создать сетевую

пилотную площадку по

профориентации школьников и

молодежи                   

II квартал

 2011 г.  

Центр прогнозирования,

мониторинга рынка труда

и трудоустройства

выпускников            

32. Обеспечивать

обязательную информационную

прозрачность деятельности

учебных заведений

(размещение на сайтах

программ развития,

результатов внутреннего и

внешнего аудита,

мониторинга качества

профессионального

образования,

образовательных программ)  

 постоянно

Тувинский

государственный

институт переподготовки

и повышения

квалификации кадров,

Институт оценки

качества образования,

Институт развития

национальной школы,

руководители

образовательных

учреждений             

33. Организовать рекламную

деятельность по

профессиональной ориентации

учащихся школ и молодежи   

 постоянно

крупные руководители,

предприятия и

организации

(по согласованию),

бизнес-структуры по

кластерному принципу

(по согласованию)      

34. Проводить исследования

по изучению

удовлетворенности населения

республики качеством

образовательных услуг,

предоставляемых

учреждениями

профессионального

образования республики     

 ежегодно  

Центр прогнозирования,

мониторинга рынка труда

и трудоустройства

выпускников            

2. Формирование

прозрачной, информационно

открытой и объективной

системы экспертного и

общественного мониторинга

качества реализации

образовательных программ.

В ходе совершенствования

системы критериев и

процедур государственной и

общественно-

профессиональной

аккредитации организаций

профессионального

образования необходимо

также предусмотреть оценку

эффективности

исследовательской и

инновационной

деятельности, уровня

взаимодействия с

бизнес-партнерами         

35. Разработать, принять и

реализовать Положение о

едином региональном

мониторинге качества

профессионального

образования                

II квартал

 2011 г.  

Институт оценки

качества образования   

36. Разработать и принять в

установленном порядке

контрольно-измерительные

материалы для мониторинга

оценки качества в

профессиональном

образовании в рамках ФГОС

нового поколения           

II квартал

 2011 г.  

Институт оценки

качества образования,

руководители

образовательных

учреждений             

37. Проводить единый

региональный мониторинг

качества профессионального

образования в

образовательных учреждениях

начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования, сформировать

рейтинг образовательных

учреждений                 

 ежегодно  

Институт оценки

качества образования,

руководители

образовательных

учреждений             

38. Обеспечивать проведение

мониторинга и оценки

качества подготовки

специалистов в части

согласования тем дипломных

проектов и контрольно-

измерительных материалов с

представителями

работодателя по

сформированности

профессиональных и

личностных компетентностей

выпускников. Особое

внимание при этом обратить

на проекты по

благоустройству, дизайну,

освещению улиц г. Кызыла и

населенных пунктов

республики                 

 постоянно

Институт оценки

качества образования,

руководители

образовательных

учреждений, Институт

развития национальной

школы                  

 VI. Интеграция усилий Республики Тыва по развитию профессионального образования      

1. Обеспечение более

широкой интеграции науки,

образования, наукоемких

производств, усиление

взаимодействия

профессионального

образования с властными и

рыночными структурами     

39. Реализация модели

развития сети,

предполагающих включение

образовательных учреждений,

реализующих программы

начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования, в состав

Тувинского государственного

университета, также

некоммерческих партнерств,

создаваемых учреждениями и

организациями для

выполнения федеральных

образовательных стандартов,

реализации государственных

целевых программ:

- многопрофильные и

многоуровневые учебные

заведения, которые будут

созданы там, где нет

устойчивого спроса на одну

или несколько родственных

(смежных) профессий и

специальностей;

- создание автономных

учреждений на базе ПУ-4 и

ПУ-10 с переводом в статус

образовательных учреждений

среднего профессионального

образования,

республиканского

медицинского колледжа,

Кызылского колледжа

искусств

им. А.Б. Чыргал-оола       

 2011 -

 2012 гг.  

Минобразования

Республики Тыва,

Тувинский

государственный

университет,

министерства и

ведомства Республики

Тыва, руководители

предприятий и

организаций

(по согласованию),

бизнес-структур

(по согласованию),

руководители

образовательных

учреждений, объединения

работодателей

(по согласованию)      

40. Общеобразовательным

школам через профильное

обучение на старшей ступени

обеспечить осознанный выбор

школьниками собственного

пути в профессиональной

жизни через организацию

обучения ребят, умеющих

работать руками в

высокотехнологичной сфере,

имеющих интерес к сложным

техническим профессиям и

специальностям с учетом

Стратегии социально-

экономического развития

республики и Сибири на

период до 2020 г           

постоянно  

муниципальные органы

управления образованием

(по согласованию),

Институт развития

национальной школы,

директора школ,

руководители

образовательных

учреждений             

2. Выработка механизмов

стимулирования, форм,

условий и объемов

поддержки разработки и

реализации региональной

программы развития

профессионального

образования Республики

Тыва                      

41. Изменить структуру

подготовки кадров в пользу

высокотехнологичных

производств с укреплением

материально-технической,

учебно-методической,

информационной базы

учреждений

профессионального

образования современными

ресурсами с

софинансированием со

стороны бизнес-структур,

работодателей, социальных

партнеров                  

 2011 -

 2013 гг.  

Минобразования

Республики Тыва,

Минэкономики Республики

Тыва, Минфин Республики

Тыва, социальные

партнеры

образовательных

учреждений,

руководители

образовательных

учреждений