Основные цели развития профессионального образования в Республике Тыва | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные за исполнение |
I. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров | |||
1. Обеспечение эффективного участия ведущих работодателей в обновлении образовательных программ. 2. Составление отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах | 1. Принять меры по совершенствованию организации маркетинговых исследований рынка труда по профилю подготовки кадров через исследования и разработки, учитывающие средние и долгосрочные прогнозы социально-экономического и научно-технологического развития республики | до 1 июня 2011 г. | Минобразования Республики Тыва, Центр мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников, руководители образовательных учреждений |
2. Принять меры по созданию среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих отраслях экономики в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования | до 1 июня 2011 г. | Минздравсоцразвития Республики Тыва, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий, организаций малого и среднего бизнеса (по согласованию), инвестиционных компаний (по согласованию) | |
3. Обеспечить предоставление предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса, инвестиционными компаниями учреждениям профессионального образования Республики Тыва сведений о потребности в подготовке, переподготовке, стажировке и повышении квалификации кадров, обучаемых за счет их собственных средств | ежегодно, до 1 декабря | руководители предприятий (по согласованию), организаций малого и среднего бизнеса (по согласованию), инвестиционных компаний (по согласованию) | |
4. Рассмотреть возможность сокращения сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и вечернего обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального обучения, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений | 2012 г. | Минобразования Республики Тыва, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений | |
3. Координация деятельности учреждений профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами (крупными работодателями, инвестиционными компаниями, предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса и др.) для осуществления их экономической функции - воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного заказа | 5. В рамках деятельности кластеров: - определить современные базы для прохождения производственной практики обучающихся и студентов, мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учебных заведений профессионального образования на высокотехнологичных инновационных производствах, в научных организациях, исследовательских университетах; - создать центры сертификации профессиональных квалификаций и аттестации по востребованным направлениям подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов (строительного, энергетического профилей, общественного питания и др.) | II квартал 2011 г. 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
6. Возобновить и системно применять конкурсные процедуры поддержки, включая финансовую, учебных заведений начального профессионального образования республики, отработанных в нацпроекте, с привлечением к экспертизе проектов учебных заведений руководителей общественных и профессиональных объединений работодателей, коммерческих организаций через развитие системы государственно- общественного управления профессиональным образованием | II квартал 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
7. Создать общественные саморегулируемые организации лидеров модернизации экономики (объединения, ассоциации, корпорации, советы, фонды и др.) для развития общественно- государственного управления профессиональным образованием республики, расширить состав коллегиальных органов общественного управления учебных заведений профессионального образования представителями министерств, ведомств, предпринимателей, предприятий и организаций реального сектора экономики республики | 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, крупные работодатели (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
8. Обеспечить координацию и уточнение долгосрочных отраслевых и региональных стратегий и программ в соответствии с ориентирами модернизации, видением нового технологического уклада, с учетом ключевых аспектов межотраслевого, межрегионального, территориально-отраслевого характера согласно схеме территориального планирования Республики Тыва | 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, руководители образовательных учреждений | |
9. Доработать образовательные профессиональные программы учреждений профессионального образования в части формирования содержания программ обучения с учетом перспективных направлений развития крупных предприятий и отраслей экономики республики | до 1 сентября 2011 г. | Минэкономики Республики Тыва, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители образовательных учреждений | |
10. Сформировать банк данных партнеров, привлеченных к образовательной деятельности (ведению спецкурсов, руководству дипломным проектированием, проведению конкурсов профессионального мастерства, технических конференций, подготовке и рецензированию учебных пособий) | до 1 июня 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
11. Создать строительные и сельскохозяйственные отряды, проектные профильные команды из числа обучающихся и студентов учреждений профессионального образования (Тувинский государственный университет, Кызылский автомобильно-дорожный техникум, Тувинский сельскохозяйственный техникум, профессиональные училища N 1, 2, 4, 6, 7 и др.) для работы в условиях производства в период производственной практики и каникулярное время, что позволит им лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям заранее оценить потенциал возможных сотрудников | II квартал 2011 г. | руководители образовательных учреждений, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
12. Разработать и утвердить требования работодателей к уровню квалификации выпускников учебных заведений профобразования разного уровня | 2011 г. | министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
II. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса | |||
1. Обеспечение софинансирования профессионально- технического образования как государственными бюджетами, так и представителями бизнеса, которые являются основными заказчиками кадров профессионального образования | 13. Адаптировать инновационные образовательные и производственные технологии в рамках интеграции проектных и исследовательских задач в учебном процессе и создать банк данных эффективных технологий | до 1 сентября 2011 г. | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений, руководители предприятий и организаций (по согласованию) |
14. Установить специальные стипендии и льготы студентам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки, а также обеспечить экономическую поддержку реализации грантовых проектов (по заказу предприятий-партнеров), инновационных программ развития учреждений профессионального образования | 2011 г. | руководители предприятий-партнеров (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений | |
15. Обеспечивать доступ к образовательным ресурсам для всех заинтересованных сторон в организации качественного профессионального образования | постоянно | руководители образовательных учреждений | |
2. Создание малых предприятий при учебных заведениях | 16. Трансформировать на учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования опыт формирования и деятельности малых предприятий при Тувинском государственном университете (малые учебные фирмы, ателье, цеха и другие учебно- производственные структуры) | 2011 - 2012 гг. | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
3. Развитие современных моделей организации непрерывного дополнительного образования, обеспечивающих готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации | 17. Образовательным учреждениям ввести новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечить опережающий характер профобразования, гибкий диапазон для профессионального роста, переобучение в случае устаревания каких-либо профессий и специальностей | 2011 - 2012 гг. | Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
III. Развитие федерально-региональной сети учреждений профессионального образования | |||
1. Создание цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей - колледж (техникум) - университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями, что станет дополнительным стимулом к развитию и обновлению многих учебных курсов и программ, к профессиональному росту педагогических кадров | 18. Разработать и принять в установленном порядке нормативно-правовые документы по объединению учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования (ТывГУ, ТСХТ, ПУ-4, республиканские лицеи) в университетский комплекс | 2011 г. | Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений |
19. Разработать и принять в установленном порядке изменения и дополнения в уставы образовательных учебных заведений начального профессионального образования по переходу в статус техникумов (колледжей), обеспечить лицензирование образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования в рамках ФГОС нового поколения. целей инноваций | до 1 июля 2011 г. | Минобразования Республики Тыва, руководители образовательных учреждений | |
20. Внести изменения с участием объединений работодателей в действующие комплексные программы развития учреждений профобразования, направленные на достижение стратегических целей и задач | 2011 г. | Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений | |
IV. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования | |||
1. Реализация дополнительных программ переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества. Развитие системы подготовки специалистов в лучших зарубежных учебных заведениях путем организации практик, стажировок, обмена и приглашения ведущих ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам | 21. Обеспечивать формирование у персонала учебных заведений начального профессионального образования и среднего профессионального образования базовых знаний инновационного менеджмента в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоемкой продукции, маркетинга и коммерциализации результатов разработок | постоянно | Тувинский государственный университет, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, руководители образовательных учреждений |
22. Расширять проведение направленной переподготовки преподавателей, в том числе для работы с новыми целевыми группами обучающихся (взрослыми людьми) с созданием новых учебных программ | постоянно | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений | |
23. Развивать модульный принцип построения программ повышения квалификации и сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих обучающимся самостоятельно формировать образовательную траекторию, увязывая ее с трудовой деятельностью | 2011 - 2012 гг. | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, ИРЦ ПУ-4, руководители образовательных учреждений | |
24. Привлекать и закреплять молодежь в сферах науки, образования, высоких технологий. В этих целях обеспечивать обучение в аспирантуре работников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования (ежегодно не менее 2 человек) | ежегодно | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений | |
25. Разработать механизмы общественно- профессиональной оценки уровня компетенции мастеров, обеспечивать их обязательную стажировку в условиях современных высокотехнологичных производств, в том числе зарубежных (ежегодно по 2 человека на конкурсной основе) | постоянно | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений | |
26. Государственным республиканским лицеям обеспечивать комплексное сопровождение одаренных детей для их дальнейшего обучения в престижных вузах технической направленности (лесоперерабатывающий комплекс, добыча и переработка ископаемого сырья, транспорт, строительство и др.) Российской Федерации и зарубежных стран в рамках государственного заказа на подготовку востребованных кадров | постоянно | руководители образовательных учреждений | |
2. Привлечение в профобразование ведущих преподавателей и ученых, в том числе из-за рубежа, а также успешных людей из бизнеса | 27. Обеспечить формирование и обучение резерва руководящих кадров сферы профессионального образования республики через организацию стажировки в престижных вузах Российской Федерации и зарубежных стран (по 2 человека ежегодно на конкурсной основе) | начиная с 2011 г. | Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный университет, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, руководители образовательных учреждений |
28. В рамках реализации модульных программ привлекать в учебные заведения профессионального образования успешных людей из науки и бизнеса (производства) | постоянно | руководители образовательных учреждений | |
V. Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования | |||
1. Обеспечение полноценной системной работы в средствах массовой информации по поднятию престижа рабочих профессий | 29. Освещать в средствах массовой информации успешный опыт образовательных учреждений по взаимодействию с работодателями, внедрению инновационных проектов и программ; деятельность выпускников, достигших значительных результатов в профессиональной деятельности | постоянно | Канцелярия Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва, СМИ, ИРЦ ПУ-4, руководители образовательных учреждений |
30. Создать региональную систему трудоустройства, адаптации и профессионального роста молодых специалистов, ориентирующую молодежь на востребованные в условиях новой экономики профессии и специальности на современной, научной и технологической основе, с привлечением ресурсов средств массовой информации, телеиндустрии, Интернета, социальной рекламы | II квартал 2011 г. | Минкультуры Республики Тыва, Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников, руководители образовательных учреждений | |
31. Создать сетевую пилотную площадку по профориентации школьников и молодежи | II квартал 2011 г. | Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников | |
32. Обеспечивать обязательную информационную прозрачность деятельности учебных заведений (размещение на сайтах программ развития, результатов внутреннего и внешнего аудита, мониторинга качества профессионального образования, образовательных программ) | постоянно | Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений | |
33. Организовать рекламную деятельность по профессиональной ориентации учащихся школ и молодежи | постоянно | крупные руководители, предприятия и организации (по согласованию), бизнес-структуры по кластерному принципу (по согласованию) | |
34. Проводить исследования по изучению удовлетворенности населения республики качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждениями профессионального образования республики | ежегодно | Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников | |
2. Формирование прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ. В ходе совершенствования системы критериев и процедур государственной и общественно- профессиональной аккредитации организаций профессионального образования необходимо также предусмотреть оценку эффективности исследовательской и инновационной деятельности, уровня взаимодействия с бизнес-партнерами | 35. Разработать, принять и реализовать Положение о едином региональном мониторинге качества профессионального образования | II квартал 2011 г. | Институт оценки качества образования |
36. Разработать и принять в установленном порядке контрольно-измерительные материалы для мониторинга оценки качества в профессиональном образовании в рамках ФГОС нового поколения | II квартал 2011 г. | Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений | |
37. Проводить единый региональный мониторинг качества профессионального образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, сформировать рейтинг образовательных учреждений | ежегодно | Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений | |
38. Обеспечивать проведение мониторинга и оценки качества подготовки специалистов в части согласования тем дипломных проектов и контрольно- измерительных материалов с представителями работодателя по сформированности профессиональных и личностных компетентностей выпускников. Особое внимание при этом обратить на проекты по благоустройству, дизайну, освещению улиц г. Кызыла и населенных пунктов республики | постоянно | Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений, Институт развития национальной школы | |
VI. Интеграция усилий Республики Тыва по развитию профессионального образования | |||
1. Обеспечение более широкой интеграции науки, образования, наукоемких производств, усиление взаимодействия профессионального образования с властными и рыночными структурами | 39. Реализация модели развития сети, предполагающих включение образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования, в состав Тувинского государственного университета, также некоммерческих партнерств, создаваемых учреждениями и организациями для выполнения федеральных образовательных стандартов, реализации государственных целевых программ: - многопрофильные и многоуровневые учебные заведения, которые будут созданы там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько родственных (смежных) профессий и специальностей; - создание автономных учреждений на базе ПУ-4 и ПУ-10 с переводом в статус образовательных учреждений среднего профессионального образования, республиканского медицинского колледжа, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола | 2011 - 2012 гг. | Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный университет, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений, объединения работодателей (по согласованию) |
40. Общеобразовательным школам через профильное обучение на старшей ступени обеспечить осознанный выбор школьниками собственного пути в профессиональной жизни через организацию обучения ребят, умеющих работать руками в высокотехнологичной сфере, имеющих интерес к сложным техническим профессиям и специальностям с учетом Стратегии социально- экономического развития республики и Сибири на период до 2020 г | постоянно | муниципальные органы управления образованием (по согласованию), Институт развития национальной школы, директора школ, руководители образовательных учреждений | |
2. Выработка механизмов стимулирования, форм, условий и объемов поддержки разработки и реализации региональной программы развития профессионального образования Республики Тыва | 41. Изменить структуру подготовки кадров в пользу высокотехнологичных производств с укреплением материально-технической, учебно-методической, информационной базы учреждений профессионального образования современными ресурсами с софинансированием со стороны бизнес-структур, работодателей, социальных партнеров | 2011 - 2013 гг. | Минобразования Республики Тыва, Минэкономики Республики Тыва, Минфин Республики Тыва, социальные партнеры образовательных учреждений, руководители образовательных учреждений |