ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2011 года N 294

О ПРИОРИТЕТАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА


В целях реализации государственной политики в сфере профессионального образования, исходя из материалов совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме "Приоритеты развития профессионального образования в России" от 31 августа 2010 г. Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года;

комплексный план мероприятий по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года.

2. Министерству образования и науки Республики Тыва:

- организовать проведение мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг федеральными образовательными учреждениями высшего, среднего профессионального образования, а также институтов, расположенных на территории Республики Тыва;

- внести в Правительство Республики Тыва предложение о новом механизме назначения руководителей республиканских учреждений профессионального образования с участием профильных министерств и ведомств республики.

3. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва:

- совместно с компаниями-инвесторами проработать вопрос о включении в инвестиционные проекты раздела "Кадровое обеспечение" по согласованию с отраслевыми министерствами Республики Тыва;

- до 4 июня 2011 г. разработать проект Дополнительного соглашения к соглашениям с компаниями ЗАО "Северсталь-Ресурс", ООО "Евраз-Холдинг", ОАО "Енисейская промышленная компания", ООО "Лунсин" о подготовке кадров в разрезе специальностей, профессий и уровней профессионального образования до 2020 года на условиях государственно-частного партнерства;

- проработать совместно с ООО "Лунсин" и администрацией Тоджинского кожууна (по согласованию) вопрос о строительстве учебно-лабораторного корпуса на 250 ученических мест для государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем" в целях подготовки рабочих кадров на условиях софинансирования.

4. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва совместно с компаниями-инвесторами:

- до 1 июня 2011 г. внести предложение об унификации используемого оборудования и техники в целях создания в республике специализированного центра подготовки специалистов для эксплуатации и сервисного обслуживания высокотехнологичного оборудования;

- до 15 июня 2011 г. организовать выезд группы в Кемеровскую область для изучения опыта работы по подготовке кадров для горнодобывающей отрасли, в том числе по добыче угля шахтным способом.

5. Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва совместно с руководителями профильных министерств и ведомств Республики Тыва в недельный срок представить в Правительство Республики Тыва предложения по специализации учреждений начального и среднего профессионального образования республики с учетом потребностей экономики Республики Тыва.

6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Тыва:

ежегодно, до 1 декабря, представлять в Министерство экономики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва муниципальный заказ на подготовку кадров в установленном порядке;

принимать меры по созданию условий для трудоустройства молодых специалистов и их закрепления в сельской местности.

7. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Тыва от 5 апреля 2008 года N 202 "Об Основных направлениях государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года и о проекте республиканской целевой программы "О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2012 года".

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва.

Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

          

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 10 мая 2011 года N 294

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года


      I. Общие положения


1.1. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 года N 91, приоритетными направлениями развития системы профессионального образования России, одобренными Государственным советом Российской Федерации и Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, и в целях их реализации разработаны Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года (далее - Основные направления).

Основные направления охватывают следующие задачи, предусмотренные в вышеуказанных стратегических документах государства:

- создание равных возможностей для людей;

- развитие человека, формирование мотивации к инновационному поведению;

- формирование прогнозных направлений развития новой структуры экономики и адекватных им механизмов подготовки кадров;

- формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аккредитации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися и студентами профессионального образования;

- формирование системы определения текущего и перспективного спроса на работников различных категорий с учетом тенденции структурных сдвигов экономики и занятости;

- разработка механизма формирования и реализации государственных заданий на подготовку рабочих кадров и специалистов;

- совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая механизм многоуровневого и многоканального финансирования, постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, созданию условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения профессионального образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг;

- развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, в том числе в направлении привлечения работодателей, предприятий (бизнес-сообществ), к непосредственному участию в обновлении содержания образования и материально-технической базы учреждений профессионального образования, в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) нового поколения на условиях софинансирования.

1.2. Основные направления определяют цель, задачи государственной политики, механизмы и основные мероприятия по ее реализации.

1.3. В основных направлениях термин "профессиональное образование" означает комплексную подготовку рабочих и специалистов (далее - кадры) в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Тыва, учитывающую особенности социально-экономической ситуации и потребности рынка труда в республике.

1.4. Политика Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года базируется на государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий государственного и предпринимательского сектора экономики.

1.5. Модернизация профессионального образования включает:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного и качественного профессионального образования;

- развитие сферы профессионального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, учреждения профессионального образования, заказчиков образовательных услуг;

- развитие инновационной системы путем обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов республики, а также формирования научно-технической базы, создания организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий;

- разработку подходов к единой непрерывной системе подготовки кадров, охватывающей все уровни обучения и объединяющей общеобразовательные учреждения, лицеи, гимназии, профессиональные училища, техникумы, колледжи и университет, находящиеся на территории Республики Тыва, включая подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук;

- создание единой социальной среды, обеспечивающей выпускникам возможность формирования траектории трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры;

- постоянное обновление содержания профобразования в соответствии с ФГОС нового поколения для разных уровней профобразования с участием ведущих работодателей, инвестиционных компаний, бизнес-структур и их профессиональных сообществ;

- оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, постепенное изменение пропорций в масштабах подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для сферы инновационной деятельности республики;

- ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики республики по кластерному принципу;

- структурную и институциональную перестройку профессионального образования, оптимизацию сети его учреждений, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, создание научно-образовательного центра, объединяющего учебные заведения, научные организации (учреждения) разных уровней и отраслей;

- расширение объемов профессиональной подготовки, переподготовки незанятого и высвобождающегося взрослого населения;

- поддержку инновационных моделей учебно-производственных инновационных малых предприятий и иных производственных структур на базе учреждений профессионального образования.


 II. Цели и задачи государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования

2.1. Целями государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года являются:

- обеспечение современного качества профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

- системное решение развития "человеческого капитала" путем укрепления связи науки и профессионального образования с реальным сектором экономики, повышения профессиональной мобильности, благосостояния и качества жизни населения республики.

2.2. Для достижения целей государственной политики Республики Тыва необходимо реализовать следующие основные задачи:

2.2.1. модернизацию системы профессионального образования через механизм нормативного правового регулирования развития кадрового потенциала республики;

2.2.2. научно-обоснованное прогнозирование потребностей республиканского рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективы совместно с органами статистики, труда и занятости населения, миграционной службы на основании Программы социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года и создание объединений сети профессиональных образовательных учреждений, научных организаций республики;

2.2.3. координацию деятельности учреждений профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами (крупные работодатели, инвестиционные компании, предприятия и организации малого и среднего бизнеса и др.) для осуществления их экономической функции - воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного задания;

2.2.4. обеспечение софинансирования подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров и создания современных условий для реализации востребованных профессиональных образовательных программ разных уровней в рамках государственно-частного партнерства и ФГОС нового поколения;

2.2.5. информатизацию профессионального образования, оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;

2.2.6. приведение в соответствие потребностям новой инновационной экономики системы профессионального образования республики;

2.2.7. развитие системы мотивации и стимулирования образовательной и исследовательской деятельности образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся и студентов;

2.2.8. развитие объективной, достоверной, публичной системы мониторинга и контроля качества профобразования;

2.2.9. обеспечение государственной поддержки для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности учебных заведений профессионального образования, расположенных на территории республики.


III. Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования

3.1. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

3.2. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса. Создание социально-привлекательного образовательного пространства для молодежи республики.

3.3. Оптимизация сети учреждений профессионального образования.

3.4. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования.

3.5. Создание внешней независимой оценки качества профессионального образования. Повышение эффективности государственно-общественного управления системой профессионального образования республики, обеспечение реального участия общественности в оценке и контроле качества профессионального образования в рамках создания республиканской системы управления качеством образования.


IV. Механизмы государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования

4.1. Переход к программно-целевому принципу государственной поддержки профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в учебных заведениях. Внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений профессионального образования на основе нормативно-подушевого и программно-проектного принципов.

4.2. Повышение качества кадрового состава системы профессионального образования путем модернизации системы переподготовки и повышения квалификации действующего управленческого состава и педагогических работников профессионального образования республики.

4.3. Мониторинг состояния рынка труда Республики Тыва, составление прогноза потребностей и системы эффективного обеспечения рабочими и специалистами предприятий и организаций. Определение новых подходов к прогнозированию подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с учетом территориальных и отраслевых особенностей.

4.4. Оказание государственной поддержки учебным заведениям профессионального образования в приобретении лабораторного, учебно-производственного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и производственных мастерских, лабораторий для формирования профессиональных компетенций обучающихся и студентов, подготовки их для работы на высокотехнологичных инновационных производствах в рамках ФГОС нового поколения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»