ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 года N 294
О ПРИОРИТЕТАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
В целях реализации государственной политики в сфере профессионального образования, исходя из материалов совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме "Приоритеты развития профессионального образования в России" от 31 августа 2010 г. Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года;
комплексный план мероприятий по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва:
- организовать проведение мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг федеральными образовательными учреждениями высшего, среднего профессионального образования, а также институтов, расположенных на территории Республики Тыва;
- внести в Правительство Республики Тыва предложение о новом механизме назначения руководителей республиканских учреждений профессионального образования с участием профильных министерств и ведомств республики.
3. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва:
- совместно с компаниями-инвесторами проработать вопрос о включении в инвестиционные проекты раздела "Кадровое обеспечение" по согласованию с отраслевыми министерствами Республики Тыва;
- до 4 июня 2011 г. разработать проект Дополнительного соглашения к соглашениям с компаниями ЗАО "Северсталь-Ресурс", ООО "Евраз-Холдинг", ОАО "Енисейская промышленная компания", ООО "Лунсин" о подготовке кадров в разрезе специальностей, профессий и уровней профессионального образования до 2020 года на условиях государственно-частного партнерства;
- проработать совместно с ООО "Лунсин" и администрацией Тоджинского кожууна (по согласованию) вопрос о строительстве учебно-лабораторного корпуса на 250 ученических мест для государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем" в целях подготовки рабочих кадров на условиях софинансирования.
4. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва совместно с компаниями-инвесторами:
- до 1 июня 2011 г. внести предложение об унификации используемого оборудования и техники в целях создания в республике специализированного центра подготовки специалистов для эксплуатации и сервисного обслуживания высокотехнологичного оборудования;
- до 15 июня 2011 г. организовать выезд группы в Кемеровскую область для изучения опыта работы по подготовке кадров для горнодобывающей отрасли, в том числе по добыче угля шахтным способом.
5. Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва совместно с руководителями профильных министерств и ведомств Республики Тыва в недельный срок представить в Правительство Республики Тыва предложения по специализации учреждений начального и среднего профессионального образования республики с учетом потребностей экономики Республики Тыва.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Тыва:
ежегодно, до 1 декабря, представлять в Министерство экономики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва муниципальный заказ на подготовку кадров в установленном порядке;
принимать меры по созданию условий для трудоустройства молодых специалистов и их закрепления в сельской местности.
7. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Тыва от 5 апреля 2008 года N 202 "Об Основных направлениях государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года и о проекте республиканской целевой программы "О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2012 года".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года
1.1. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 года N 91, приоритетными направлениями развития системы профессионального образования России, одобренными Государственным советом Российской Федерации и Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, и в целях их реализации разработаны Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года (далее - Основные направления).
Основные направления охватывают следующие задачи, предусмотренные в вышеуказанных стратегических документах государства:
- создание равных возможностей для людей;
- развитие человека, формирование мотивации к инновационному поведению;
- формирование прогнозных направлений развития новой структуры экономики и адекватных им механизмов подготовки кадров;
- формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аккредитации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися и студентами профессионального образования;
- формирование системы определения текущего и перспективного спроса на работников различных категорий с учетом тенденции структурных сдвигов экономики и занятости;
- разработка механизма формирования и реализации государственных заданий на подготовку рабочих кадров и специалистов;
- совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая механизм многоуровневого и многоканального финансирования, постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, созданию условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения профессионального образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, в том числе в направлении привлечения работодателей, предприятий (бизнес-сообществ), к непосредственному участию в обновлении содержания образования и материально-технической базы учреждений профессионального образования, в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) нового поколения на условиях софинансирования.
1.2. Основные направления определяют цель, задачи государственной политики, механизмы и основные мероприятия по ее реализации.
1.3. В основных направлениях термин "профессиональное образование" означает комплексную подготовку рабочих и специалистов (далее - кадры) в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Тыва, учитывающую особенности социально-экономической ситуации и потребности рынка труда в республике.
1.4. Политика Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года базируется на государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий государственного и предпринимательского сектора экономики.
1.5. Модернизация профессионального образования включает:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного и качественного профессионального образования;
- развитие сферы профессионального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, учреждения профессионального образования, заказчиков образовательных услуг;
- развитие инновационной системы путем обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов республики, а также формирования научно-технической базы, создания организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий;
- разработку подходов к единой непрерывной системе подготовки кадров, охватывающей все уровни обучения и объединяющей общеобразовательные учреждения, лицеи, гимназии, профессиональные училища, техникумы, колледжи и университет, находящиеся на территории Республики Тыва, включая подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук;
- создание единой социальной среды, обеспечивающей выпускникам возможность формирования траектории трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры;
- постоянное обновление содержания профобразования в соответствии с ФГОС нового поколения для разных уровней профобразования с участием ведущих работодателей, инвестиционных компаний, бизнес-структур и их профессиональных сообществ;
- оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, постепенное изменение пропорций в масштабах подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для сферы инновационной деятельности республики;
- ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики республики по кластерному принципу;
- структурную и институциональную перестройку профессионального образования, оптимизацию сети его учреждений, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, создание научно-образовательного центра, объединяющего учебные заведения, научные организации (учреждения) разных уровней и отраслей;
- расширение объемов профессиональной подготовки, переподготовки незанятого и высвобождающегося взрослого населения;
- поддержку инновационных моделей учебно-производственных инновационных малых предприятий и иных производственных структур на базе учреждений профессионального образования.
2.1. Целями государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года являются:
- обеспечение современного качества профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- системное решение развития "человеческого капитала" путем укрепления связи науки и профессионального образования с реальным сектором экономики, повышения профессиональной мобильности, благосостояния и качества жизни населения республики.
2.2. Для достижения целей государственной политики Республики Тыва необходимо реализовать следующие основные задачи:
2.2.1. модернизацию системы профессионального образования через механизм нормативного правового регулирования развития кадрового потенциала республики;
2.2.2. научно-обоснованное прогнозирование потребностей республиканского рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективы совместно с органами статистики, труда и занятости населения, миграционной службы на основании Программы социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года и создание объединений сети профессиональных образовательных учреждений, научных организаций республики;
2.2.3. координацию деятельности учреждений профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами (крупные работодатели, инвестиционные компании, предприятия и организации малого и среднего бизнеса и др.) для осуществления их экономической функции - воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного задания;
2.2.4. обеспечение софинансирования подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров и создания современных условий для реализации востребованных профессиональных образовательных программ разных уровней в рамках государственно-частного партнерства и ФГОС нового поколения;
2.2.5. информатизацию профессионального образования, оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
2.2.6. приведение в соответствие потребностям новой инновационной экономики системы профессионального образования республики;
2.2.7. развитие системы мотивации и стимулирования образовательной и исследовательской деятельности образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся и студентов;
2.2.8. развитие объективной, достоверной, публичной системы мониторинга и контроля качества профобразования;
2.2.9. обеспечение государственной поддержки для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности учебных заведений профессионального образования, расположенных на территории республики.
3.1. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
3.2. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса. Создание социально-привлекательного образовательного пространства для молодежи республики.
3.3. Оптимизация сети учреждений профессионального образования.
3.4. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования.
3.5. Создание внешней независимой оценки качества профессионального образования. Повышение эффективности государственно-общественного управления системой профессионального образования республики, обеспечение реального участия общественности в оценке и контроле качества профессионального образования в рамках создания республиканской системы управления качеством образования.
4.1. Переход к программно-целевому принципу государственной поддержки профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в учебных заведениях. Внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений профессионального образования на основе нормативно-подушевого и программно-проектного принципов.
4.2. Повышение качества кадрового состава системы профессионального образования путем модернизации системы переподготовки и повышения квалификации действующего управленческого состава и педагогических работников профессионального образования республики.
4.3. Мониторинг состояния рынка труда Республики Тыва, составление прогноза потребностей и системы эффективного обеспечения рабочими и специалистами предприятий и организаций. Определение новых подходов к прогнозированию подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с учетом территориальных и отраслевых особенностей.
4.4. Оказание государственной поддержки учебным заведениям профессионального образования в приобретении лабораторного, учебно-производственного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и производственных мастерских, лабораторий для формирования профессиональных компетенций обучающихся и студентов, подготовки их для работы на высокотехнологичных инновационных производствах в рамках ФГОС нового поколения.