Основные сферы нормативно-правового регулирования в области туристской деятельности затрагивают отношения, возникающие между туристскими компаниями, предоставляющими услуги, и туристами-потребителями, отношения субъектов туристской деятельности и окружающей среды, отношения между органами власти и представителями туристского бизнеса при совместном решении вопросов развития туризма и предоставления государственной поддержки.
Российская законодательная база предоставляет субъектам Российской Федерации достаточные полномочия для нормативно-правового регулирования туристской деятельности в пределах своих территорий и административных границ.
В республике разработан в соответствии с последними нововведениями в законодательстве Российской Федерации и принятыми Правительством Российской Федерации нормативными актами, устанавливающими порядок и нормы взаимоотношений в сфере туристской деятельности, проект закона Республики Тыва "О туристской деятельности в Республике Тыва".
Большое значение необходимо придать установлению правил безопасности при осуществлении туров, которые наряду с общими нормами должны включить особые правила, диктуемые конкретной средой и особенностями того или иного вида туристской деятельности. В целях повышения безопасности проводимых туров необходима сертификация туристских продуктов, туристских маршрутов и объектов. При этом устанавливаются зоны ответственности всех участников туристской деятельности, органов, обеспечивающих безопасность, надзорных, регистрационных и сертификационных (разрешительных) органов.
Приоритетными направлениями повышения уровня безопасности в сфере туризма являются развитие культуры гостеприимства населения, рынка страхования в туризме, обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов, защиты прав потребителей, противопожарной безопасности, безопасности в местах размещения, питания и на транспорте, защиты и охраны туристской среды, осуществление специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов, информирование по вопросам защиты и безопасности.
Актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию.
В связи с тем, что туризм, как явление массовое, будет представлять большую антропогенную нагрузку на природную среду необходимо уточнение законодательства в сфере природоохранной деятельности, норм и правил рекреационного природопользования в природных парках и на других особо охраняемых территориях. Должны быть установлены правила организации туризма на реках, использования биологических ресурсов при осуществлении спортивных видов туризма, правила природопользования.
Нормативно-правовое регулирование рекреационного природопользования в целом строится на принципах устойчивого развития, сохранения баланса допустимых антропогенных и техногенных нагрузок на природную среду и масштабов туристской деятельности. В системе этих отношений приоритетное значение имеют нормативно-правовые документы и общие установленные правила, регламентирующие природоохранную и любую другую допустимую деятельность в особо охраняемых территориях.
Основными принципами регулирования при осуществлении туристской деятельности являются:
- строгое ограниченное вмешательство в естественную среду, максимальное сохранение животного и растительного мира в особо охраняемых территориях в процессе туристской деятельности;
- строгая регламентация размещения туристских объектов и маршрутов передвижения туристских групп и отдельных туристов;
- обеспечение безопасности нахождения туристов и общения с дикой природой и запрещение туристской деятельности в местах, удаленных от населенных пунктов и труднодоступных для средств транспорта и спасательных отрядов;
- обязательность проведения восстановительных работ при нанесении ущерба природной среде.
Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма, создания туристско-рекреационных парков, туристских объектов приоритетного развития, направленных на стимулирование инвестиционной активности, повышение качества туристских услуг, государственную поддержку внутреннего и въездного туризма.
Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.
Необходимо проработать нормативно-правовую базу на муниципальном и республиканском уровнях, которая будет способствовать решению проблем нелегальной туристской предпринимательской деятельности, следует проводить разъяснительную работу среди населения об экономических выгодах официальной регистрации и отчетности их деятельности. В целях легализации туристской деятельности требуется сформировать реестр субъектов туристской деятельности, предоставлять органами государственной и муниципальной власти финансовую, имущественную, информационно-консультационную и другие формы поддержки в соответствии с законодательством.
Республиканскими программами в сфере развития туризма, поддержки малого и среднего предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда органами государственной власти Республики Тыва оказывается государственная поддержка субъектам малого предпринимательства в сфере туризма и совершенствуется система оказания государственных услуг, в том числе путем внедрения административных регламентов и организации деятельности служб по принципу "одного окна", что ведет к выводу малого бизнеса "из тени" и снижению административных барьеров.